ИСТОРИЯ

Таврическая духовная семинария является одним из старейших высших учебных заведений Тавриды. Замысел об ее открытии возник еще в середине XIX века, когда святитель Иннокентий (Борисов) в одной из своих бесед высказал пожелание о создании «Академии миссионеров» на полуострове. «…Я открыл бы здесь духовную Академию, для которой и место есть хорошее – Георгиевский монастырь; но какая академия? Академию миссионеров. Подобное учреждение есть в Риме и католичество раскинуло свои сети по всему лицу земли; а наша православная Россия ничего подобного не имеет, а между тем поле для проповеди Христа Распята – целая и при том обширнейшая часть света – Азия, да и своих заблудших овец много…»

Намерение святителя Иннокентия создать духовную школу в Крыму было воплощено в жизнь после его кончины, в 1873 году – трудами знаменитого проповедника Православия в Китае святителя Гурия (Карпова, 1814-1882), архиепископа Таврического. Знаменательно, что на торжественном открытии и освящении семинарии присутствовал архиепископ Дмитрий (Муретов, 1811-1883) – воспитанник святителя Иннокентия и его ученик по Киевской духовной академии.

Преосвященный Гурий (Карпов) горячо любил свое детище. Святитель знал всех воспитанников семинарии по имени и отечески их опекал ‒ поддерживал материально тех, кто не мог позволить себе проживание и обучение в духовной школе. Незадолго до смерти архиепископ Гурий составил завещание, которое хранилось в запечатанном конверте в семинарии. Согласно ему, архипастырь оставил учебному заведению немалый капитал– 26 тысяч рублей, проценты от которого могли обеспечить многие нужды духовной школы и семинаристов. Таврическая семинария также унаследовала по завещанию обширную личную библиотеку святителя. Ее фонды насчитывали 1700 наименований, значительная часть которых включала редкие и дорогие книги. Современники оценивали общую стоимость изданий, завещанных духовной школе, в более чем 25 тысяч рублей.

Благодаря покровительству правившего архиерея в первые годы жизни Таврической духовной семинарии был собран прекрасный преподавательский состав из выпускников Санкт-Петербургской и Киевской духовных академий. В семинарскую программу входило более 30 дисциплин ‒ наряду с богословскими предметами преподавались науки из курса классических гимназий. Особое внимание уделялось изучению иностранных языков. На 4 курса новооткрытой семинарии поступило 68 студентов из Симферопольского духовного училища, а также Одесской и Екатеринославской духовных семинарий.

Первым ректором Таврической духовной семинарии стал протоиерей Александр Дмитриевич Брянцев (1839-1914), который возглавлял духовную школу восемь лет. В 1875 году протоиерей Александр принял монашество с именем Арсений и впоследствии сподобился архиерейского сана. Архимандрит Арсений внёс значительный вклад в становление и развитие молодой духовной школы. Его трудами и содействием святителя Гурия в семинарии были открыты противосектантский и противораскольнический классы. Архимандриту Арсению духовная школа обязана своей первой библиотекой, спортивным залом, гимнастической площадкой, а также целиком укомплектованными аудиториями, в том числе кабинетом физики с дорогостоящим оборудованием (стоимость комплектации которого достигала 3000 рублей). Книги и приборы из столицы в семинарию ректор выписывал лично по составленному им каталогу. Кроме того, тщанием архимандрита Арсения при семинарии в начале 1875 года была открыта воскресная школа, где обучалось 30 мальчиков всех сословий, сформировано два хора и оркестр. Отдельной заслугой первого ректора как перед духовной школой, так и перед Симферополем стало открытие сада на 700 деревьев, который получил название семинарского. Такое наименование сквер унаследовал и после возрождения семинарии в XXI веке, оставаясь одним из главных украшений центра города.

Летом 1882 года Таврическую духовную семинарию возглавил протоиерей Андрей Иоаннович Стеклов (+1884) – выпускник Казанской духовной академии, немало потрудившийся в Нижегородской духовной семинарии, в том числе на должности ректора. По воспоминаниям современников, протоиерей Андрей был немногословен, сдержан, но обладал добрым и любящим сердцем; в общении с преподавателями и воспитанниками проявлял требовательность и настойчивость. Вместе с тем, ректор всегда хранил благосклонность нрава, ‒ даже к провинившимся ученикам. В ночь на 25 апреля 1884 г. после резкого ухудшения здоровья протоиерей Андрей Стеклов отошел к Богу.

Его преемником на должности ректора семинарии стал протоиерей Иоанн Павлинович Знаменский (1854-1932), дотоле занимавший должность инспектора духовной школы с 1881 г. Священника Иоанна Знаменского, по замечанию Преосвященного Гермогена (Добронравина), епископа Таврического, отличала «тщательность в исполнении своих обязанностей по наблюдению за поступками воспитанников не только в семинарском здании, но и за его стенами». Честная, благотворная, руководимая правдой деятельность вызывала в душе архиерея чувство искреннего уважения и глубокой благодарности. Летом 1884 г., после хиротонии во пресвитеры и возведения в сан протоиерея, новый ректор приступил к своим обязанностям. За время служения в Таврической духовной семинарии он был награждён орденом Св. Станислава 3-й степени и другими различными церковно-богослужебными наградами.

Указом Св. Синода 24 июня 1894 г. протоиерей Иоанн Знаменский был перемещён на должность ректора Харьковской духовной семинарии, а на его место в Таврическую духовную школу 12 августа 1894 г. был определён ректор Ставропольской духовной семинарии архимандрит Антоний (Середонин). Однако новоназначенный ректор не смог вступить в должность из-за тяжёлой болезни и пребывания на лечении в Гурзуфе, где он и почил 10 сентября 1894 г.

Осенью 1894 г. Таврическую духовную семинарию возглавил архимандрит Порфирий (Виноградов, 1864-1905). Выпускник Московской духовной академии, ранее занимавший должности преподавателя Владимирской духовной семинарии и инспектора Тульской духовной школы, архимандрит Порфирий вёл строгий образ монашеской жизни, был добр к людям, любил детей и искренне горел желанием трудиться на ниве духовного образования. На учащихся он старался действовать словами увещевания и убеждения, подавая добрый пример своей жизнью и, как правило, был чужд применения каких-либо карательных мер. Имея добрый и отзывчивый характер, архимандрит Порфирий много помогал бедным и обездоленным людям ‒ часто отдавал нищим всё, что имел. Однако, по отзыву синодального ревизора П. И. Нечаева, не имел твёрдости характера и был слаб здоровьем – болел туберкулезом костей.

После архимандрита Порфирия на должность ректора Таврической духовной семинарии был избран кандидат из числа ее преподавателей ‒ протоиерей Василий Васильевич Знаменский (1857-1932).

В связи со значительным ростом числа студентов духовной школы к началу XX века возникла необходимость в сооружении большой, отдельно стоящей семинарской церкви. Дотоле храм семинарии располагался в учебно-административном здании. Новая церковь Таврической духовной школы была заложена в 1900 году по проекту архитектора А.И. Карапетова и торжественно освящена 11 сентября 1903 года в честь небесных покровителей Таврической духовной семинарии – Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

На период ректорства протоиерея Василия Знаменского пришелся кризис духовно-нравственного состояния Таврической духовной семинарии, что привело к ее закрытию в 1907 г. Причиной значительного ухудшения дисциплины среди воспитанников духовной школы явились как внешние антицерковные веяния, так и существенные недостатки в работе инспекции. Грубое и дерзкое поведение студентов, охваченных революционными настроениями, вынудило Преосвященного Алексия (Молчанова), епископа Таврического и Симферопольского, пойти на крайние меры и приостановить работу семинарии до времени выявления и отчисления всех студентов, не годных для дальнейшей учебы и перспективы священнослужения. Ротации подверглась и администрация духовной школы. В мае 1907 года протоиерей Василий Знаменский был переведён на епархиальную службу, а на его должность был назначен инспектор Уфимской духовной семинарии иеромонах Серафим (Лукьянов, 1879-1959). Предпринятые меры достигли своей цели и жизнь Таврической семинарии перетекла в мирное русло.

После перевода архимандрита Серафима (Лукьянова) на должность ректора Саратовской духовной семинарии, Таврическую духовную школу непродолжительное время в 1911 году возглавлял иеромонах Павел (Вильковский, 1870-1933).

Следующие полтора года семинарией в Тавриде руководил архимандрит Вениамин (Федченков, 1880-1961) ‒ впоследствии выдающийся архиерей Русской Православной Церкви и духовный писатель. Новый ректор своей простотой и душевным отношением снискал любовь и доброе расположение со стороны преподавателей и воспитанников. Члены учительской корпорации отмечали в нём постоянную отзывчивость и готовность идти навстречу всем предложениям и начинаниям, направленным на благо семинарии. При этом они осознавали и то, что под руководством архимандрита Вениамина Таврическая духовная семинария находится в твёрдых руках. Особую заботу будущий архипастырь проявлял о благоустройстве семинарского здания и храма: в классах и коридорах пол был покрыт линолеумом, проведено электрическое освещение, написаны масляные картины для аудиторий, семинарская церковь обогатилась ризницей. За короткий период правления семинарией архимандрит Вениамин установил традицию соборного служения торжественных вечерень с чтением акафиста и произнесением проповедей, из которых одну говорил ректор, вторую – кто-либо из старшеклассников.

Летом 1913 г. на посту ректора Таврической духовной семинарии архимандрита Вениамина (Федченкова) сменил выпускник Киевской духовной академии, кандидат богословия, игумен Иринарх (Синеоков-Андреевский, 1871-1933). В период правления нового ректора началась Первая Мировая война, которая значительно повлияла на жизнедеятельность семинарии: ее здание было занято под постой воинских частей. Преподаватели и воспитанники не остались безучастными к судьбам Отечества ‒ по собственной инициативе учащиеся проводили сборы продуктов питания для отправки на фронт, отказывались от третьего блюда по праздникам, чтобы его стоимость поступала в епархиальный комитет. Воспитанники старших курсов проводили религиозно-нравственные чтения в казармах 32-го запасного батальона, а семинарский хор участвовал в патриотическом концерте в пользу раненых воинов. Известны факты, когда студенты семинарии просили правление позволить им на летних каникулах посещать курсы Сестер милосердия»для помощи в военных лазаретах. Часть преподавателей духовной школы была призвана на службу и отбыла на фронт, в том числе инспектор протоиерей Андрей Мурин в качестве священника штаба восьмой армии.

После Февральской революции, в марте 1917 г. в семинарию пришла телеграмма от обер-прокурора, в которой правлению духовной школы предоставлялось право самому избирать кандидатов на административные и преподавательские должности. С назначением архимандрита Иринарха викарием Тобольской епархии, ректором духовной школы на выборах был избран архимандрит Вениамин (Федченков). Благодаря его трудам осенью 1917 года воспитанники семинарии оказались единственными из учащихся со всего города, кто отказался поддерживать революционные забастовки и мероприятия.

20 апреля 1920 г. кормило правления Таврической духовной семинарией из рук епископа Вениамин воспринял другой выдающий священнослужитель Русской Православной Церкви архимандрит Серафим (Соболев, 1881-1950), который осенью того же года в кафедральном Александро-Невском соборе г. Симферополя был хиротонисан во епископы. Преосвященный Серафим оказался последним ректором Таврической духовной семинарии перед ее закрытием 30 ноября 1920 года. Сам архиерей в связи с вступлением большевиков в Крым, который они заняли 14 ноября 1920 г., покинул родную землю с остатками эвакуирующейся Белой армии.

На сегодняшний день не известно, были ли начаты занятия осенью 1920 года. Одним из последних документов, относящимся к истории Таврической духовной семинарии до ее закрытия, является рапорт епископа Серафима (Соболева) архиепископу Димитрию (Абашидзе) от 21 октября 1920 года по поводу незаконных квартирных притязаний со стороны капитана Толмачёва к преподавателю Х. А. Монастырлы. Другой документ – рапорт преподавателя семинарии А. Д. Семёнова и помощника инспектора И. Н. Богдановича на имя епископа Серафима, в котором говорят о бесцеремонном переносе санитарами 11-го полкового подвижного госпиталя архива Таврического Епархиального училищного совета из образцовой школы при семинарии и просят его принять меры по сохранению архива.

История воссоздания духовной школы в Симферополе получила начало в 1992 году, когда по благословению архиепископа Симферопольского и Крымского Лазаря (Швеца) при епархии были организованы катехизаторские курсы. После передачи Церкви здания Таврической семинарии они были преобразованы в двухгодичные богословские курсы, которые читались в актовом зале семинарии. Эти занятия стали очагом духовного возрождения в Крыму ‒ их посещали преподаватели высших учебных заведений и интеллигенция Тавриды.

В дальнейшем при епархии был образован специальный Православный культурный центр, председателем которого стала кандидат философских наук Ничик Неонилла Никитична. Задача Центра состояла в развитии и популяризации духовных ценностей. Это была дорога к храму для многих крымчан. Благое начинание вскоре произвело плоды: помимо популяризации духовного просвещения среди населения Крыма, Центр стал базой пастырских курсов для будущих священнослужителей. Первыми, кто ревностно потрудился на этой просветительской ниве, были протоиерей Георгий Северин, протоиерей Николай Доненко (впоследствии Преосвященный Нестор, епископ Ялтинский) и протодиакон Василий Марущак. В 1997 году пастырские курсы были преобразованы в Симферопольское духовное училище.

22 ноября 2006 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Симферопольское духовное училище было преобразовано в семинарию. Первым ректором возрожденной духовной школы стал Правящий архиерей – митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. В 2020 году его трудами, а также стараниями администрации и профессорско-преподавательской корпорации, Таврическая духовная семинария прошла процедуру государственного лицензирования Российской Федерации как духовная образовательная организация высшего образования. 29 декабря 2022 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви исполняющим обязанности ректора Таврической духовной семинарии был назначен протоиерей Димитрий Гоцкалюк, который трудился в духовной школе на должности первого проректора с 2006 года.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2023 года исполняющим обязанности ректора Таврической духовной семинарии был назначен митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов). С первых дней своего пребывания у кормила правления Крымской митрополией владыка уделяет значительное внимание развитию духовной школы как приоритетного направления в обустройстве церковной жизни Тавриды. С началом 2024 года положено основание процессу получения семинарией государственной аккредитации: администрация и профессорско-преподавательская корпорация усиливается квалифицированными кадрами, совершенствуется уровень образования и порядок в духовной школе.

В настоящее время в Таврической духовной семинарии действуют две кафедры: богословских и церковно-практических дисциплин, а также гуманитарных и церковно-исторических дисциплин. Одним из главных приоритетов развития образования и науки в духовной школе по благословению митрополита Тихона является внедрение пастырскоориентированных предметов.

В Таврической духовной семинарии активно развивается научная деятельность ‒ регулярно проводятся ежегодная конференция «Таврические Гурьевские чтения», а также иные научно-практические мероприятия. Духовная школа плодотворно сотрудничает с высшими учебными заведениями и исследовательскими институтами Крыма, в том числе с Крымским федеральным университетом им. Вернадского, Крымским инженерно-педагогическим университетом им. Февзи Якубова Государственным музеем-заповедником «Херсонес Таврический» и т.д. 30 января 2024 г. Таврическая духовная семинария заключила соглашение о сотрудничестве с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». Знаковым юбилейным мероприятием стала Международная научно-практическая конференция «III Таврические Гурьевские чтения» (10-11 февраля 2023 года), приуроченная 150-летию духовной школы. По материалам конференций, проводимых на базе Таврической духовной семинарии, духовная школа регулярно издает собственное печатное издание «Труды Таврической духовной семинарии», входящее в перечень РИНЦ. Первый тираж Трудов увидел свет в 2011 году, а с 2020 – они печатаются два раза в год.

Вместе с тем, освоение и развитие академической науки не является исключительной и абсолютной задачей для духовной школы. Главной целью перед современной семинарией стоит проповедь Евангелия и деятельное сообщение его воспитанникам через церковную жизнь и прививание духовных навыков. Основным источником и примером этому служит спасительный подвиг Господа Иисуса Христос (Ин. 13, 3-17). Научить студентов памятовать о Боге и жить Церковью через исполнение заповедей Господних является приоритетом деятельности Таврической духовной школы. Согласно мысли святителя Григория Богослова, «памятование о Боге необходимее, нежели дышать, и, если можно так выразиться, кроме сего не должно и делать ничего иного».

Одновременно пройденные этапы исторического пути Таврической духовной семинарии сообщили ей особенное духовное наследие, культурное богатство и специфику образовательной миссии. Спустя 150 лет школа сохраняет преемственность тех задач и традиций образования, которые лежали у ее истоков. По замыслу основателей семинарии, святителей Иннокентия Херсонского и Гурия Таврического, она должна была стать миссионерским центром юга России. Просветительская деятельность среди местного населения, изучение языков, переводы священных и богослужебных текстов, изучение богатой церковной истории Таврии, археологические изыскания ‒ все это отличало семинарию полтора века назад и является ее особенностью сегодня. Соответственно, сохраняются задачи: способствовать развитию миссионерских трудов, крайне необходимых для межрелигиозных и межкультурных связей на полуострове и вообще в России, а также продолжать свидетельство о святынях, которые хранит крымская земля.

НАУЧНО-БОГОСЛОВСКОЕ ИЗДАНИЕ
ОНЛАЙН-ЭКСКУРСИЯ
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА