АРХИПАСТЫРСКОЕ СЛОВО МИТРОПОЛИТА ТИХОНА НА ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ХРАМЕ ТАВРИЧЕСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня в центре повествования отрывка из Ветхого Завета, положенного на Литургии Преждеосвященных Даров, перед нами человек, о котором мы, не осуждая, но от всего сердца скажем: не дай Бог повторить нам то, что сделал он. Имя его во всём человечестве узнаваемо и звучит коротко и страшно, как приговор: Хам.

Этот человек был исполнен желанием, которое часто близко и нам: рассказать другим что-то такое, чего они не знают; быть первооткрывателем какой-то новости, потрясти людей чем-то совершенно необычным, вызывающим реакцию оторопи, удивления. Иногда это просто наше печальное тщеславие, а иногда это смертный страшный грех, который Господом Богом повергается в проклятие.

Проклятие и благословение Священного Писания очень важны. Одно из первых неисцелимых проклятий Бога ложится на Хама. Он поделился новостью со смехом и злорадством о своём отце, который напился пьяным и голый валялся где-то на земле. Он пришёл к своим братьям и сказал: смотрите, этот праведник Ной что творит! Два брата взяли покрывала и, отвернувшись, пятясь спиной, прикрыли покрывалом наготу отца. И они были благословлены Богом. Хам и все те, кто повторяют его в веках нарицаемое деяние, подпадают под Божественное проклятие.

Злорадство и открытие греха своего родителя, своего наставника, благодетеля есть мерзость пред Богом. Не греха… точнее, слабости. Слабости! Это не касается того, что вредит другим людям. Бывают случаи, когда даже наш близкий человек, иногда наставник совершает злые дела, которые являются препятствием ко спасению других людей. Но и в этом случае мы должны сделать всё, чтобы исправить этого человека. Если это всего лишь мимолётная слабость, то оставить это в сердце своём, ни в коем случае не уподобляясь в возношении и зложелательстве Хаму.

Господь смотрит на сердца наши. Действия, конечно, тоже ему известны. Но Господь, как на славянском языке звучит, намерения целует – желания нашего сердца. Иногда родители отшлёпают ребёнка, но Господь смотрит на их сердце, что они хотят его исправить. Иногда начальник строго отнесётся к своим подчинённым. Но Господь смотрит, что он исправить их хочет. Вы, наверное, знаете, что славянское слово «наказание» по-русски обозначает «научение». Это ни в коем случае не значит избить, обидеть или унизить. Это «дать наказ». А иногда этот наказ надо дать, чтобы человек почувствовал это до глубины сердца и ощутил это иначе – физически.

Господь смотрит на сердце человека. В сердце Хама было злорадство, радость ко злу, осуждение и превозношение. В первую очередь этого не должно быть к нашим родителям; к тем, кто является нашими благодетелями. Господь сказал: предаст же брат брата на смерть, и отец – сына, и восстанут дети на родителей (Мф.10:21). Господь сказал: и будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф.10:22). Господь сказал: и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим (Мк.12:30) и паче своих родителей – истинно Бога. Но Он не сказал, что мы должны унижать, злорадствовать, глумится, насмешничать к нашим самым близким людям.

Мы из века в век, из тысячелетия в тысячелетие слышим эту историю о несчастном Хаме, который так и не понял, что милосердие и любовь, прощение и снисхождение выше, чем любое стремление наше показаться многознающими и тщеславными.

Убоимся этого проклятия Божиего! Будем помнить: всё то, что достойно снисхождения, что не является смертным грехом, что не возносит нас над человеком, заслуживает всяческого добродушия и снисхождения. Другое дело – когда перед нами смертный грех. Здесь мы должны быть тоже с рассуждением, не позоря человека. Мы должны быть непримиримыми ко злу, но без унижения и осуждения. Рассуждение… Святые отцы говорили, что главная духовная добродетель – это дар рассуждения. У братьев Сима и Иафета (сыновей Ноя) этот дар был. Хам этот дар попрал своим тщеславием и желанием выделиться.

Дорогие братья и сестры! Устав, правила – всё это кажется скучным и третьестепенным. Это не первостепенно, но это важно. Мы собрались сейчас на Преждеосвященную Литургию по древнему, святыми отцами начертанному, уставу нашей Церкви. Поздравляю вас с началом совершения уставного богослужения Литургии Преждеосвященных Даров в вашем прекрасном храме. Храни вас Господь!»

НАУЧНО-БОГОСЛОВСКОЕ ИЗДАНИЕ
ОНЛАЙН-ЭКСКУРСИЯ
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА