СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ (СОБОЛЕВ) — РЕКТОР ТАВРИЧЕСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ (1920 ГОД)

Архиепископ Серафим Соболев, в миру Николай, родился в городе Рязани 1 декабря (ст. ст.) 1881 года в многодетной семье мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его жены Марии Николаевны. Путь его жизни изначально связан был с Церковью: рязанские церковно-приходская школа, духовное училище и духовная семинария, потом духовная академия в СПб. В академии он в 1908 г. защитил диссертацию «Учение о смирении по Добротолюбию» на ученую степень кандидата богословия с правом получения степени магистра.

    Архиепископ Серафим Соболев, в миру Николай, родился в городе Рязани 1 декабря (ст. ст.) 1881 года в многодетной семье мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его жены Марии Николаевны. Путь его жизни изначально связан был с Церковью: рязанские церковно-приходская школа, духовное училище и духовная семинария, потом духовная академия в СПб. В академии он в 1908 г. защитил диссертацию «Учение о смирении по Добротолюбию» на ученую степень кандидата богословия с правом получения степени магистра. Нужно отметить, что в академии Николай не только «остепенился» как ученый, но духовно сформировался: на него имели влияния такие люди как прав. Иоанн Кронштадтский, с которым он неоднократно встречался, и инспектор академии архимандрит (впоследствии архиепископ) Феофан (Быстров), неофициальный духовник царской семьи. Скорее всего что именно общение с этими двумя духовными авторитетами и разрешило вопрос о принятии монашества. Сокурсником Николая был между прочим Иван Федченков (будущий митрополит Вениамин). В 1905 г. Федченков из Саровского монастыря привез Николаю небольшую икону преп. Серафима, которая сыграла ключевую роль в его жизни. Николай молитвенно обратился к преп. Серафиму за советом относительно своего дальнейшего пути и… дан был ему ответ в открытом наугад жизнеописании святого. В отрывке, прочитанном Николаем Соболевым, говорилось о случае, когда преподобный благословил на монашество одного послушника Глинской пустыни.

   Дело решено и 6 января 1908 г. Николая принимает монашеский постриг с именем Серафим — в честь Серафима Саровского, а весной, 18 марта того же года его рукополагают в иеромонаха. После этого начинаются «взрослые» послушания матери Церкви:

— 1908 г. преподавательская деятельность в Пастырском богословском училище в Житомире под началом архиеп. Антония (Храповицкого),

— смотритель Калужского духовного училища,

— 1911 г. — назначение инспектором Костромской семинарии,

— 1912 г. — ректорство в «наибезнадежнейшей и бунтарской» Воронежской духовной семинарии (с возведением в сан архимандрита). После захвата большевиками Воронежа в 1919 году архим. Серафим уезжает из города и в мае 1920 г. назначается ректором Таврической семинарии Высшим Церковным Управлением (ВЦУ) юга России. В сентябре того же года на заседании ВЦУ в составе архиепископа Таврического Димитрия (Абашидзе), архиепископа Полтавского Феофана (Быстрова) и епископа Севастопольского Вениамина (Федченкова) принято решение о хиротонии архим. Серафима во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в симферопольском Александро-Невском соборе архимандрит Серафим (Соболев) был рукоположен во епископа. Возглавил архиерейскую хиротонию архимандрита Серафима митр. Антоний (Храповицкий).

Как епископ Таврической духовной семинарией руководил преосвященный Серафим месяц. В течение этого времени вместе с архиеп. Димитрием (Абашидзе) и еп. Вениамином (Федченков) он посещал и позиции Русской армии Врангеля — для поднятия духа войск.

В ноябре 1920 г. Красная армия вошла в Крым и еп. Серафим обратился за советом к архиеп. Димитрию (Абашидзе), тот предложил бросить жребий. На одном листке написали «уезжать», на другом – «не уезжать». После молитвы перед иконой Божией Матери судьба еп. Серафима была решена в пользу эмиграции, в Болгарии. В апреле 1921 года назначен епископом Богучарским, викарием Воронежской епархии, и летом того же года встал во главе Болгарского благочиния русских приходов. Важно отметить, что архиерейская хиротония епископа Серафима и назначение в Болгарию были признаны патриархом Тихоном. В 1934 г. митр. Антоний (Храповицкий) возвел епископа Серафима в сан архиепископа.

Болгария оказалась не лучшим место для здоровья еп. Серафима: он постоянно болел, а с середины 1920-х гг. находился на грани смерти от туберкулеза. Не смотря на это архипастырь всю жизнь ухаживал за больным братом архимандритом Сергием, вел активную публицистическую и литературную деятельность, делал доклады религиозно-философского направления, много приложил стараний к преодолению схизмы Болгарской Церкви.

15 апреля 1945 года архиепископ Серафим обратился к Святейшему патриарху Алексию I с просьбой о принятии болгарских русских приходов в Московский Патриархат. Его просьба была удовлетворена 30 октября 1945 г.

Последние годы жизни архиеп. Серафим посвятил созданию в Софии женского монастыря. В декабре 1949 года, преодолевая сопротивление Совета по делам Русской Православной Церкви, архипастырю удалось получить разрешение на основание Покровского монастыря. Даже будучи прикованным к постели, он продолжал руководить работами по обустройству обители.

26 февраля 1950 года, в праздник Торжества Православия, в 15 часов архиепископ Серафим (Соболев) окончил свой земной путь в квартире на улице Велико Тырново. На следующий день тело усопшего архипастыря было перенесено в храм святителя Николая. До поздней ночи жители Софии шли проститься с усопшим иерархом.
Студент III курса Таврической духовной семинарии Александр Беспоместных

Пресс-служба Таврической духовной семинарии

press.tds@mail.ru

 

НАУЧНО-БОГОСЛОВСКОЕ ИЗДАНИЕ
ОНЛАЙН-ЭКСКУРСИЯ
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА