ДУХОВНАЯ ШКОЛА

Таврическая духовная семинария является одним из старейших высших учебных заведений в Крыму. Замысел открытия духовной школы на полуострове исторически восходит к духовному наследию святителя Иннокентия (Борисова, 1800-1857). В одной из бесед с профессором и протоиереем Иоанном Скворцовым в 1851 году святитель говорил: «…У меня есть предчувствие, что … я умру на юге. Но вот что, и это говорю не ради себя: по всем правилам следовало бы открыть митрополию здесь, и именно в Тавриде. Учреждения митрополии, скажу прямо, требуют древнейшие святыни этого края; требует край, чтобы скорее походить на чисто русскую землю; требует соседство юга со славянскими племенами и даже с Кавказом. Но мало одной митрополии, я открыл бы здесь духовную Академию, для которой и место есть хорошее – Георгиевский монастырь; но какая академия? Академию миссионеров. Подобное учреждение есть в Риме и католичество раскинуло свои сети по всему лицу земли; а наша православная Россия ничего подобного не имеет, а между тем поле для проповеди Христа Распята – целая и при том обширнейшая часть света – Азия, да и своих заблудших овец много. Мысли эти я кое-кому передавал; говорят, что мысли хорошие; но, конечно, на том дело и станется».

 

Светлые замыслы великого просветителя юга России в 1873 году воплотил в жизнь другой святитель – проповедник Православия в землях Китая архиепископ Гурий (Карпов, 1814-1882). Знаменательно, что на освящении Таврической семинарии присутствовал архиепископ Дмитрий (Муретов, 1811-1883) – ученик по Киевской духовной академии и духовное чадо святителя Иннокентия.

 

Преосвященный Гурий горячо любил свою паству и истово заботился о ней. Особое место в сердце владыки занимали учащиеся духовной школы. Всякий раз, когда позволяло время и здоровье, он посещал своих любимцев и детище – семинарию. Показательно, что святитель знал всех воспитанников по имени и с отеческой любовью их опекал ‒ поддерживал материально тех, кто не мог позволить себе проживание и обучение в духовной школе. Незадолго до смерти Преосвященный Гурий составил завещание, которое хранилось в запечатанном конверте в семинарии. Согласно ему, архипастырь оставил учебному заведению немалый капитал– 26 тысяч рублей, проценты от которого могли обеспечить многие нужды духовной школы и семинаристов. Таврическая семинария также унаследовала по завещанию обширную личную библиотеку архипастыря. Ее фонды насчитывали 1700 наименований, значительная часть которых включала редкие и очень дорогие книги. Современники оценивали общую стоимость изданий, унаследованных духовной школой, в более 25 тысяч рублей.

 

Первым ректором Таврической духовной семинарии был протоиерей Александр Дмитриевич Брянцев (1839-1914). Он возглавлял духовную школу восемь лет. В эти годы протоиерей Александр принял монашество с именем Арсений, был возведен в сан архимандрита и впоследствии сподобился архиерейского сана. Архиепископ Арсений стал известен как усердный строитель Пюхтицкого монастыря. В письме к протоиерею Киево-Софиевского собора Николаю Яковлевичу Оглоблину от 17 октября 1873 года он сообщал: «…Семинария стоит на краю города на хорошем месте, с обширным двором и молодым довольно обширным садом. Семинарский корпус очень красивый – в два этажа. Внутри его не все удобно, но вообще хорошо. Семинарская церковь красивенькая и просторная. Квартира моя о 8 комнатах – велика, но не совсем удобна; меблировка казенная – простая. Я очень доволен. Лошадей для ректора не полагается; я вместе и служащий священник. Величие ректора очень маленько: я частенько с палочкой хожу в город по делам, благо он невелик».

 

Благодаря покровительству правившего архиерея за короткое время был собран прекрасный преподавательский состав из выпускников Санкт-Петербургской и Киевской духовных академий. В семинарскую программу входило более 30 дисциплин ‒ наряду с богословскими предметами изучались науки, из курса классических гимназий. Так среди предметов, которые изучались в Таврической духовной школе, были Священное Писание, творения Святых отцов, богословие, назидательное чтение, каноника, литургика, общая церковная история, русская церковная история, политические науки, словесность, математика, физика, география, физиология, языкознание, всеобщая и гражданская история, обзор философских учений, педагогика. Особое внимание уделялось изучению иностранных языков.

 

Должность врача семинарии безвозмездно принял на себя главный врач Симферопольского военного госпиталя, доктор медицины, статский советник Александр Павлович Розов.

 

В первый год существования в Таврической духовной семинарии в четырех классах обучалось 67 воспитанников, большинство из которых ‒ уроженцы Таврической епархии ‒ проходили обучение в Одессе. Из них состоял основной контингент вновь открытой Таврической семинарии. В марте 1874 года были открыты пятый и шестой классы. К концу первого десятилетия число учеников выросло до 110, а в 1896 году их было уже 198 человек. Студенты обучались за счет семинарии, а полный пансион с питанием и проживанием стоил 40 рублей в год. Исключение составляли дети духовенства.

 

По мере укрепления значения и роли Таврической духовной семинарии появилась необходимость в сооружении большой, самостоятельной, отдельно стоящей семинарской церкви. Она была заложена в 1900 году по проекту А.И. Карапетова и торжественно освящена 11 сентября 1903 года в честь небесных покровителей духовной школы – Трех вселенских святителей и учителей.

 

В разное время Таврическую духовную семинарию возглавляли такие выдающиеся иерархи Русской Православной Церкви, как митрополит Серафим (Лукьянов, 1879-1959), архиепископ Иринарх (Синеоков-Андреевский, 1871-1933), архиепископ Серафим (Соболев, 1881-1950). Дважды ректором духовной школы в Симферополе был митрополит Вениамин (Федченков, 1880-1961). Впервые он был назначен на должность 21 ноября 1911 года с возведением в сан архимандрита. До 1913 года, вплоть до времени своего отъезда в Тверскую епархию, отец Вениамин совмещал послушание ректора семинарии с обязанностями редактора «Таврических епархиальных ведомостей», председателя епархиальных училищного совета и миссионерского комитета. За усердные труды будущий архиерей был отмечен орденом святой Анны II-й степени. Во второй раз архимандрит Вениамин занял должность ректора в 1917 году по ходатайству преподавательской корпорации Таврической духовной семинарии. Рассказы о жизни духовной школы, размышления о ее воспитанниках, преподавателях, а также о событиях Таврической епархии начала ХХ века содержатся в автобиографических книгах митрополита Вениамина: «На рубеже двух эпох» и «Записки архиерея».

 

На преподавательской ниве Таврической духовной семинарии самоотверженно трудились священномученики Лаврентий (Князев, 1877-1918), Михаил Богословский (1883-1940), Мирон Ржепик (1885-1937), протоиерей Николай Мезенцев (1863-1938), писатель и библеист Михаил Осипович Вержболович (1861-1911), протоиерей Сергий Булгаков (1871-1944). В истории духовной школы особенное место занимают протоиерей Василий Никольский и Алексий Лукич Высотский, каждый из которых отдали служению семинарии более четверти века. Эти и другие преподаватели подготовили плеяду известных выпускников Таврической семинарии. В их числе священномученики архиепископ Сергий (Зверев, 1870-1937), протоиерей Николай Казанский (1874-1942), священник Митрофан Воздвиженский (1886-1938), протоиерей Виктор Киранов (1881-1942); мученик Димитрий Спиридонов (1871-1938), а также архиепископ Таллинский и Эстонский Павел (Дмитровский, 1872-1946).

 

В результате революционных событий начала ХХ века и гражданской войны в России, развернувшихся в том числе на Крымском полуострове, 30 ноября 1920 г. приказом № 57 Крымревкома «О перестройке учебных заведений» Таврическая духовная семинария была закрыта.

 

История воссоздания духовной школы в Симферополе сложна и многогранна. В 1992 году по благословению архиепископа Симферопольского и Крымского Лазаря при епархии были организованы катехизаторские курсы. После передачи епархии здания Таврической семинарии они были преобразованы в двухгодичные богословские курсы, которые читались в актовом зале семинарии. Эти занятия стали очагом духовного возрождения в Крыму ‒ их посещали преподаватели ВУЗов и интеллигенция Тавриды.

 

В дальнейшем при епархии был образован специальный Православный культурный центр, председателем которого стала кандидат философских наук Ничик Неонилла Никитична. Задача Центра состояла в развитии и популяризации культурных и духовных ценностей. Это была «дорога к храму» для многих крымчан. Благое начинание вскоре произвело плоды: помимо популяризации духовного просвещения среди населения Крыма, Центр стал базой пастырских курсов для будущих священнослужителей. Первыми, кто жертвенно потрудился на этой педагогической ниве, были протоиерей Николай Доненко (впоследствии епископ Нестор) и протодиакон Василий Марущак. В 1997 году пастырские курсы были преобразованы в Симферопольское духовное училище, которое окончили 119 человек. Половина из них приняли священный сан.

 

22 ноября 2006 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Симферопольское духовное училище было преобразовано в Таврическую духовную семинарию. Первым ректором возрожденной школы стал правящий архиерей – Высокопреосвященнейший Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский. В период с 2006 по 2014 гг. Таврическая духовная семинария выпустила 84 воспитанника, из которых 51 был рукоположен в священный сан.

 

В 2020 году трудами митрополита Лазаря, администрации и профессорско-преподавательской корпорации, Таврическая семинария прошла процедуру государственного лицензирования Российской Федерации как духовная образовательная организация высшего образования.

 

29 декабря 2022 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви исполняющим обязанности ректора Таврической духовной семинарии был назначен первый проректор протоиерей Димитрий Гоцкалюк.

 

В настоящее время в Таврической духовной семинарии действуют две кафедры: Православного богословия и философии, а также Гуманитарных и практических дисциплин. Наряду с профилирующими богословскими предметами в программе подготовки будущих священнослужителей и персонала церковных организаций значительное внимание уделяется изучению иностранных языков.

 

Знаковым событием в семинарии было проведение в 2013 году международной конференции «Таврические духовные чтения», посвященной 140-летию открытия Таврической духовной семинарии, что позволило объединить усилия с представителями богословских и гуманитарных наук Крыма, Украины, России и дальнего зарубежья. Традиция проведения ежегодных научных форумов продолжается в конференциях, проводимых духовной школой на современном этапе. В частности, 10-11 февраля 2023 года в стенах семинарии состоялся международный научный форум «III Таврические Гурьевские чтения», организованный Таврической семинарией совместно с ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского» и приуроченный 150-летию духовной школы. Партнерские отношения со светскими и церковными учебными заведениями позволяют проводить другие научные мероприятия. Традиционной стала весенняя конференция «Проблемы души нашего времени», организуемая Таврической духовной семинарией с ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова».

 

Важной составляющей научной работы духовной школы является регулярный выпуск собственного печатного издания ‒ «Трудов Таврической духовной семинарии». Первый тираж «Трудов» увидел свет в 2011 году, а с 2020 – они печатаются два раза в год. В сборнике имеют возможность публиковаться как преподаватели духовной школы, так и воспитанники. Апробация в печатном издании представляет собой один из существенных этапов образовательного процесса. В ходе освоения программы семинарского курса учащиеся проводят собственные научные исследования ‒ курсовую и выпускную квалификационную работу.

 

Вместе с тем, освоение и развитие академической науки не является исключительной и абсолютной задачей для духовной школы. Главной целью перед современной семинарией стоит проповедь Священного Предания и деятельное сообщение его воспитанникам через церковную жизнь и прививание духовных навыков. Основным источником и примером этому служит спасительный подвиг Господа Иисуса Христос (Ин. 13, 3-17). Научить студентов памятовать о Боге и жить Церковью через исполнение заповедей Господних является приоритетом деятельности Таврической духовной семинарии. Согласно мысли святителя Григория Богослова, «памятование о Боге необходимее, нежели дышать, и, если можно так выразиться, кроме сего не должно и делать ничего иного».

 

Одновременно пройденные этапы исторического пути Таврической духовной семинарии сообщили ей особенное духовное наследие, культурное богатство и специфику образовательной миссии. Спустя 150 лет школа сохраняет преемственность тех задач и традиций образования, которые лежали у ее истоков. По замыслу основателей семинарии, святителей Иннокентия Херсонского и Гурия Таврического, она должна была стать миссионерским центром юга России. Просветительская деятельность среди местного населения, изучение языков, переводы священных и богослужебных текстов, изучение богатой церковной истории Таврии, археологические изыскания ‒ все это отличало семинарию полтора века назад и является ее особенностью сегодня. Соответственно, сохраняются задачи: способствовать развитию миссионерских трудов, крайне необходимых для межрелигиозных и межкультурных связей на полуострове и вообще в России, а также продолжать свидетельство о святынях, которые хранит крымская земля.

НАУЧНО-БОГОСЛОВСКОЕ ИЗДАНИЕ
ОНЛАЙН-ЭКСКУРСИЯ
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА