Таврическая духовная семинария

СТАРЦЫ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

Архимандрит Иоанн (Иван Михайлович Крестьянкин) родился в Орле 11 апреля 1910 года в многодетной семье мещан. Отец умер, когда мальчику было два года. Воспитанием детей занималась глубоко религиозная и благочестивая мама Елизавета Илларионовна. В шесть лет Ваня стал пономарём в местной церкви. В двенадцать лет Ваня Крестьянкин впервые высказал свою сокровенную мечту быть монахом.

В 1923 году в жизни Вани состоялась встреча, которая стала особой вехой на его пути к Богу. В Донском монастыре он получил благословение Святейшего Патриарха Тихона. Батюшка уже в старости говорил, что до сих пор чувствует ладонь святого Патриарха на своей голове. По окончании средней школы окончил бухгалтерские курсы и недолго работал по специальности. Оставаясь ревностным богомольцем и церковным человеком, Иван не мог из-за авралов на работе посещать богослужения. Молодой человек воспротивился этому, и был уволен. Чтобы не огорчать маму, он каждый день ходил якобы на работу. А когда пришла пора принести домой зарплату, продал свою любимую скрипку.

В 1932 году юноша отправился в Москву, где начал работать главным бухгалтером на маленьком предприятии. График новой работы был более спокойный, и молодой человек смог беспрепятственно влиться в церковную жизнь. Иван страдал глазной болезнью, что не позволило ему в военные годы попасть на фронт. В 1944 году Иван был назначен псаломщиком в храме Рождества Христова в Измайлове; в январе 1945 года митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) рукоположил его в диаконы. В октябре 1945 года, перед совершением иерейской хиротонии, диакон Иоанн сдал экстерном экзамены в духовной семинарии. В этом же году Патриарх Алексий I рукоположил его во иерея. Отец Иоанн служил в Измайловском храме до 1950 года.

Священник, который горячо служил Господу и отказывался идти на компромисс с властью, долго был под наблюдением НКВД. В апреле 1950 года отец Иоанн был арестован по доносу. Во внутренней тюрьме на Лубянке во время допросов его жестоко пытали. Подследственный Крестьянкин не назвал ни одного имени, кроме тех, которые упоминались следователем. Он знал, что каждый названный им человек будет арестован.

В октябре 1950 года иерей Иоанн Крестьянкин был осуждён на семь лет лишения свободы и направлен в лагерь строгого режима в Архангельский край. Пять лет батюшка провёл в «узах за Христа» и вспоминал эти годы как самые счастливые: «Потому что Бог был рядом! Не помню ничего плохого. Только помню: небо отверсто и Ангелы поют в небесах! Сейчас такой молитвы у меня нет…» 15 февраля 1955 года, в день Сретения Господня, отец Иоанн был досрочно освобождён.

После освобождения отец Иоанн служил в Троицком соборе в Пскове. Однако его активность вызвала недовольство властей; ему вновь угрожало уголовное преследование. В 1957 году он был вынужден уехать в Рязанскую епархию, где служил в сельских приходах десять лет. Батюшка не только у себя на приходе служил, но и объезжал с требами окрестные деревни. После закрытия Глинской пустыни старец Серафим (Романцов) переселился в Сухуми, куда в 1966 году приехал тяжело больной отец Иоанн к своему духовнику, высказывая сокровенное желание стать монахом. Отец Серафим совершил его постриг 10 июля 1966 года.

В 1967 году Святейший Патриарх Алексий I благословил иеромонаха Иоанна (Крестьянкина) на служение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, где он подвизался до своей кончины. Он непрестанно нёс послушание духовника, принимал паломников со всей страны, вёл переписку с духовными чадами. Отец Иоанн обладал редчайшим даром рассуждения и прозорливости; он никогда никого не осуждал, только печалился о грехе человека. Можно сказать, что батюшка окормлял всю Россию.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) отошёл ко Господу 5 февраля 2006 года, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Похоронен старец в пещерах Богом зданных.

Отец Иоанн (Крестьянкин) широко почитается верующими как проповедник и всероссийский старец. 7 февраля 2021 года митрополит Псковский и Порховский Тихон объявил о сборе свидетельств для прославления в лике святых архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Архимандрит Алипий (Иван Михайлович Воронов) родился в 1914 году в деревне Тарчиха Московской губернии. В 1931 году окончил среднюю школу в Москве. С 1933 года работал на строительстве метро и одновременно учился в художественной студии при Московском союзе художников, которую окончил в 1941 году. Великую Отечественную войну встретил на заводе, где выпускали бомбы. Когда линия фронта приблизилась к столице, руководство завода в панике пыталось эвакуироваться на заводских машинах. Иван Воронов не позволил использовать служебные машины для бегства начальства.

В 1942 году Иван Воронов был призван на фронт; в составе Четвёртой танковой армии прошёл путь от Москвы до Берлина. Продвигаясь с линией фронта, он реставрировал местным жителям и кормил целое подразделение продуктами, которые ему давали за работу. За участие в боях награждён орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги».

Архимандрит Алипий вспоминал: «Война была настолько чудовищной, настолько страшной, что я дал слово Богу: если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь». С войны Иван Михайлович привёз около тысячи рисунков, эскизов и этюдов; организовал выставку своих фронтовых работ, что дало ему право работать художником. В 1947 году был принят в Московский союз художников. Но карьера советского живописца его не привлекала.

В 1950 году поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру, где был пострижен в монашество с именем Алипий – в честь преподобного Алипия, иконописца Печерского. В том же году Патриархом Московским всея Руси Алексием I был рукоположен во иеродиакона, а позднее – в сан иеромонаха. Наряду с несением послушания ризничего руководил восстановительными и реставрационными работами в Лавре; принимал участие в восстановлении и украшении московских храмов.

В 1959 году назначен наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. За годы на посту наместника сделал невозможное: в первозданном виде восстановил памятники древнерусской архитектуры, в том числе из руин восстановил крепостные стены и башни монастыря; заботился о сохранности древних фресок и икон, о красоте богослужебного чина; добился возвращения в обитель в 1973 году богатейших сокровищниц ризницы, вывезенных фашистами в 1944 году; организовал иконописную мастерскую, сам писал иконы; украсил святую обитель цветом старчества.

Самая главная и неоценимая его заслуга – защита монастыря от закрытия. Благодаря великому наместнику Псково-Печерская обитель является единственным русским монастырём, который никогда не закрывался. Отец Алипий отличался особой решимостью и силой духа. Он говорил: «Я советский архимандрит. Я слабых духом не слушаю, я слушаю только сильных духом». Духовник монастыря преподобный иеросхимонах Симеон (Желнин) вдохновил его на предлежащий подвиг: «Действуй, тебе ничего не будет!» На глазах чиновников наместник сжёг постановление правительства СССР о закрытии монастыря, за подписью Хрущёва, и спокойно пояснил: «Лучше я приму мученическую смерть, но монастырь не закрою». А когда пришли отбирать ключи от монастырских пещер, отец Алипий скомандовал своему келейнику: «Отец Корнилий, давай сюда топор, головы рубить будем!» Должностные лица обратились в бегство. Когда в очередной раз пришли требовать закрытия монастыря, он объявил: «У меня половина братии – фронтовики. Мы вооружены, будем сражаться до последнего патрона». О несгибаемом характере Великого наместника говорят его же собственные слова: «Побеждает тот, кто переходит в наступление. Обороняться мало, надо переходить в наступление».

В 1961 году игумен Алипий был возведён в сан архимандрита. В 1963 году награждён Патриаршей грамотой за усердные труды по восстановлению Псково-Печерской обители. В 1965 году, к празднику Успения Божией Матери, удостоен второго креста с украшениями. Награждён орденами Святого Владимира III и II степени; блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Феодосием VI награждён орденом Христа Спасителя и крестом II степени.

12 марта 1975 года в два часа ночи отец Алипий сказал: «Матерь Божия пришла, какая Она красивая, давайте краски, рисовать будем». Краски подали, но руки его уже не могли действовать – сколько тяжёлых снарядов он этими руками перетаскал к линии фронта в Великую Отечественную войну. В четыре часа утра архимандрит Алипий тихо и мирно скончался, послужив Господу в монашеском чине двадцать пять лет.

Преподобный Симеон (Василий Иванович Желнин) родился 1 марта 1869 года в деревне Яковлевское Псковской губернии. В благочестивый дом Желниных не раз приезжал монах Крыпецкого монастыря Корнилий, ныне причисленный к лику местночтимых Псковских святых. Он часто говорил отроку Василию: «Будешь ты монахом, будешь старец великий». В возрасте двенадцати-тринадцати лет ежегодно ходил с родителями в Псково-Печерский монастырь поклониться древним святыням и помолиться перед чудотворными иконами обители. «Так мне в нём всё нравилось и так хотелось остаться в нём навсегда – эта мысль меня никогда не покидала» – вспоминал впоследствии преподобный.

В двадцать лет Василий стал просить отца отпустить его в монастырь, но тот и слушать об этом не хотел, пока не убедился в серьёзности намерения сына стать монахом. Он разрешил Василию выстроить в усадьбе домик, где будущий подвижник жил и молился в уединении до двадцати пяти лет. И только через пять лет Бог чудесным образом изводит его из родительского дома. Местный блаженный старец Симеон, на просьбу Василия благословить его уйти в монастырь, стал бить его верёвкой и гнать из дома. Все поняли, что блаженный выгонял молодого человека из дома в монастырь.

В 1896 году Василий поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. В 1900 году был пострижен в монахи с именем Вассиан. В 1901 году был рукоположен в иеродиакона; в 1903 году отец Вассиан был посвящён в сан иеромонаха и вскоре назначен в Снетогорский монастырь экономом. Через четыре года он вернулся в Печоры. Вскоре его вновь направляют в имение Мустищево в двадцати пяти километрах от монастыря для укрепления монастырского хозяйства. В родную обитель иеромонах Вассиан вернулся в 1917 году.

В 1927 году настоятелем Псково-Печерского монастыря епископом Иоанном (Булиным) иеромонах Вассиан был пострижен в схиму с именем Симеон и назначен духовником братии и паломников монастыря. Настоятель обители привёл его в сырую, тёмную келью – пещеру, ископанную в горе рядом с Успенским храмом, и сказал: «Вот тебе келья, здесь и умрёшь». Так начался молитвенный и старческий подвиг иеросхимонаха Симеона, продолжавшийся тридцать три года.

Старец Симеон стяжал дары духовного рассуждения, исцеления страждущих, прозорливости. Он рассказывал о болезнях людей, которых никогда не знал, и отвечал на письма, ещё только идущие в обитель. Сохранилось множество письменных свидетельств людей, чудесным образом исцелившихся и получивших утешения в скорбях по молитвам преподобного Симеона.

Урок смирения и послушания явил старец даже в своей блаженной кончине. По откровению от Господа он ждал смерти 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского. Но наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) забеспокоился и просил отца Симеона помолиться Богу об отсрочке его кончины, чтобы им не погребать старца под праздник Крещения. «Хорошо, ты наместник, а я послушник. Пусть будет по-твоему» – ответил ему смиренный старец. Так и вышло: почил старец в Крещенский сочельник, а хоронили его уже после праздника Крещения.

1 апреля 2003 года иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых Псково-Печерских. Его святые мощи покоятся в Сретенском храме монастыря. Своим молитвенным предстательством пред Господом преподобный Симеон подаёт и ныне чудесную помощь притекающим к нему с верою; многие, как и при жизни старца, обретают душевный покой и исцеление недугов.

Епископ Иоанн (Николай Александрович Булин) родился 1 марта 1893 года в православной семье. Его предки были выходцами с Дона, которых императрица Елизавета переселила в Эстонию для работы на бумажной фабрике. С шести лет Николай помогал в церкви во время богослужений; с восьми читал по памяти «Трисвятое». В 1905 году поступил в Рижское духовное училище. В 1909 году продолжил учёбу в Рижской духовной семинарии, которую окончил в 1915 году с отличием; в этом же году поступил в Петроградскую духовную академию.

Во время Первой мировой войны находился в действующей армии. В конце 1917 года Николай был освобождён от военной службы и в марте 1918 года зачислен в Петроградскую духовную академию на второй курс. В мае этого же года пострижен в монашество с именем Иоанн, в честь святителя Иоанна Тобольского; был рукоположен во иеродиакона, а в сентябре – в сан иеромонаха.

После революции в России начались гонения на Церковь. Опасаясь ареста, в 1919 году иеромонах Иоанн бежал в Эстонию, где служил приходским священником, а затем благочинным Печорского края. В 1920 году был возведён в сан архимандрита и утверждён наместником Псково-Печерского монастыря. Положение обители было крайне тяжёлым: монастырь был разрушен; почти всё хозяйство обители было уничтожено; земля отобрана, здания пришли в ветхость. Братии было немного: несколько престарелых монахов, диаконов и послушников. Иеромонах Иоанн активно взялся за восстановление обители. Его стараниями епископа был произведён капитальный ремонт жилых корпусов, Сретенского храма, Успенского собора, Михайловского собора; была построена каменная лестница – спуск от Михайловского собора к центру монастыря.

1926 году состоялась хиротония архимандрита Иоанна во епископа Печерского. За двенадцать лет наместничества епископа Иоанна Псково-Печерский монастырь стал оплотом православия за границей. Стали совершаться крестные ходы по Печорскому району с заходом в Латвию. В монастырь приезжали паломники из Швеции, Германии, Америки, Франции. Неоценимой заслугой епископа Иоанна было заступничество его, как депутата Эстонского парламента, за обездоленных русских соотечественников и русские церкви.

У епископа Иоанна возникали разногласия с Синодом Эстонской Православной Церкви по вопросу собственности монастыря; он выступал против модернизации богослужения в соответствии с западными традициями (в то время по всей Эстонии внедрялись лютеранские элементы богослужения: сидение на скамьях, сопровождение богослужений органной музыкой); был против перехода Церкви на григорианский календарь. В 1932 году епископ Иоанн отказался подчиниться Собору Эстонской Апостольской Православной Церкви и возглавить Нарвскую кафедру; был изгнан из монастыря и запрещён в священнослужении. По приглашению Патриарха Сербского Варнавы епископ Иоанн уехал в Сербию. Он посетил святые места Палестины, Стамбула, Сирии, Ливана, совершал богослужения в Афонских монастырях, учился в Сербии в Раковицкой иконописной школе. В 1938 году епископ Иоанн вернулся в Печоры и активно выступал за присоединение Эстонской Православной Церкви к Московской Патриархии.

В 1940 году Эстония вошла в состав СССР. В октябре его арестовали; 8 апреля 1941 года Ленинградский областной суд приговорил епископа Иоанна к высшей мере наказания – расстрелу. Обвинение гласило: «И. Булин, будучи епископом Печерского монастыря, в проповедях с амвона выступал против советского правительства и Коммунистической партии. Сам монастырь являлся штабом, откуда перебрасывались шпионы и диверсанты в СССР». 30 июля 1941 года приговор был приведён в исполнение. Место упокоения неизвестно. В апреле 1992 года епископ Иоанн (Булин) был реабилитирован.

Игумен Павел (Пётр Михайлович Горшков) родился в августе 1867 года в Санкт-Петербурге (по другим данным – в Рязанской губернии). В семнадцать лет становится послушником в Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни, где в 1888 году принял постриг с именем Павел. Святитель Иоанн Кронштадтский благословил его на иноческое послушание – утверждение в народе трезвого образа жизни молитвой, проповедью, ежедневными трудами. Именно иеромонаху Павлу, волею судеб ставшим директором первой в России Трудовой школы трезвости, суждено было вдохнуть в трезвенное движение новую жизнь.

1919 году отец Павел был вынужден бежать из России в Эстонию. С 1920 года, с благословения наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Булина), понёс крест странствующего монаха. В самое трудное для русских эмигрантов и беженцев время отец Павел много делал, чтобы облегчить их участь. И везде он нёс своё иноческое послушание. Свои беседы о трезвости отец Павел начинал с фразы: «Я сегодня видел дьявола в образе человека» – имея в виду пьяного. В Эстонии его звали «трезвым батюшкой».

В 1923 году иеромонах Павел направлен священником в Юрьев (ныне Тарту); с 1924 года служил духовником в Пюхтицком женском монастыре; исполнял службы в приходах Тапа и Муствеэ. С 1937 года занимал должность благочинного и помощника настоятеля Псково-Печерского монастыря.

В июле 1941 года фашисты оккупировали Печоры. Наместник монастыря архимандрит Парфений ушёл на покой по старости. И игумен Павел, будучи уже в преклонном возрасте, принял на себя тяжёлый крест наместника. Он сумел найти ту тонкую и умную линию в отношениях с оккупационными властями, которая позволила сохранить братию и обитель. Игумен часто жаловался духовнику схииеромонаху Симеону (Желнину) на тяжесть своего положения. Однако старец не благословил его отойти от дел, сказав: «И не помышляй. В монастыре нет сейчас никого, кто мог бы заменить тебя. Терпи!».

Игумен Павел организовал помощь раненым красноармейцам в Пскове. Сохранились свидетельства о том, что он освободил из немецкого лагеря более десятка военнопленных под предлогом того, что ему нужны были рабочие в монастырь. Подтверждён факт того, что в монастырских пещерах укрывались советские разведчики.

Тяжёлым ударом для пожилого настоятеля явился вывоз оккупантами из ризницы монастыря древних ценностей. Воспрепятствовать этому отец Павел не мог. Он писал главе оккупационной администрации: «Не хочу, чтобы после моей смерти монах-проводник по пещерам, показывая на мой гроб, говорил: «Здесь похоронен Павел Горшков, который отдал все сокровища монастыря, что хранила братия за пятьсот лет». Почти так и случилось.

В августе 1944 года, после освобождения Псковщины от фашистов, игумен Павел был включён в комиссию по расследованию преступлений оккупантов. А в октябре этого же года старца обвинили в шпионаже. Обвинение было построено только на самооговоре больного старого человека, измученного многочасовыми допросами. Настоятель монастыря был приговорён к 15 годам тюремного заключения. 6 июля 1950 года игумен Павел (Горшков) скончался в больнице Сиблага и похоронен в безымянной могиле.

Ложь о сотрудничестве старца с немецкими оккупантами распространялась вплоть до недавнего времени. Его дело не подлежало пересмотру, но попытки реабилитации начал фронтовик, наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов). Архимандрит Павел (Пономарёв), будучи наместником обители в 1988-1992 годах, помогал делу возвращения честного имени игумену Павлу. В 1997 году в обитель пришла долгожданная весть о реабилитации старца.

Архимандрит Серафим (Аркадий Иванович Розенберг) родился 19 июня 1909 года в Санкт-Петербурге, в семье лютеранина Иоганна Альфреда Рихарда Розенберга, происходившего из обедневших немецких остзейских дворян, и глубоко верующей православной христианки Софии Васильевны Кононовой. Новорождённого крестили в лютеранской церкви Христа Спасителя в Санкт-Петербурге и нарекли на немецкий лад: Артур-Адальберт. Иван Иванович (так называли Иоганна Розенберга на русский манер) был землевладельцем в Изборске, где маленький Артур-Адальберт получил начальное образование. Присоединение его к православию состоялось в 1919 году; он получил новое имя Аркадий.

После революции 1917 года семья была вынуждена уехать из Петрограда сначала в Крым, а затем в Печоры, которые к тому времени были присоединены к Эстонии. С 1925 по 1928 год Аркадий учился в русской гимназии в Юрьеве (ныне Тарту), где прилежно изучал английский, немецкий, латышский, эстонский языки и другие предметы. С 1928 по 1930 год, за время службы в эстонской армии, освоил автодело и азбуку Морзе. В 1930 году стал аптекарским учеником при больнице в Печорах.

В марте 1932 года Аркадий Розенберг, по благословению настоятеля Псково-Печерского монастыря епископа Иоанна (Булина), был принят пономарём в монастырь. 17 ноября 1934 года послушник Аркадий принял монашеский постриг с именем Серафим – в честь преподобного Серафима Саровского. В апреле 1935 года отец Серафим был рукоположен во диакона, а в апреле 1936 года – во иеромонаха.

В 1940 году Эстония вошла в состав СССР. Вскоре началась Великая Отечественная война; почти три года длилась оккупация. В годы войны отец Серафим выполнял до шести послушаний одновременно. В 1943 году настоятель монастыря игумен Павел (Горшков), будучи больным пожилым человеком, доверял реальное управление монастырём отцу Серафиму. Голос этого немецкого барона, великого монаха-аскета, прозорливого подвижника был всегда главным в самых сложных решениях, которые приходилось принимать братии монастыря.

В 1944 году немцы, перед отступлением, потребовали от монастырского начальства эвакуировать всех насельников обители в Германию. Вся братия, во главе с отцом Симеоном, собралась на молитву перед ракой с мощами преподобномученика Корнилия и перед чудотворным образом Успения Божией Матери, взывая со слезами о небесном заступничестве за родную Псково-Печерскую обитель. Ночная молитва, в которой принял горячее участие и отец Серафим, привела к избавлению монастыря от немцев. Наутро пришёл военный комендант, но сломить волю иноков не смог; ни один монах не вышел из монастыря. События начали развиваться так стремительно, что немцы срочно отступили, ограбив древнюю и ценнейшую монастырскую ризницу. Чтобы скрыть следы преступления, они хотели взорвать монастырь. Наши сапёры извлекли из-под здания ризницы несколько килограммов взрывчатки с взрывным устройством с часовым механизмом. Так, по молитвам иноков, в том числе отца Серафима, Псково-Печерская обитель осталась невредимой.

После освобождения Печор от фашистов отец Серафим был обвинён в пособничестве немцам при вывозе ими в Германию сокровищ монастырской ризницы. Однако вскоре обвинения были сняты, и он был отпущен. С 1945 по 1946 год отец Серафим был направлен на приходское служение священником в храм святой великомученицы Варвары города Печоры. Затем отец Серафим вновь возвращается к исполнению послушаний в обители. С июня 1957 года становится на многие годы бессменным монастырским ризничим. 22 апреля 1968 года, на праздник Воскресения Христова, отец Серафим – в знак признания его больших трудов для Печерской обители – был возведён в сан архимандрита. Именно отец Серафим, будучи ризничим, в 1973 году, в годовщину 500-летия обители, принимал участие в возвращении вывезенных немцами сокровищ ризницы, которые были обретены стараниями наместника архимандрита Алипия (Воронова).

Как-то один послушник подумывал о том, чтобы оставить монастырь. Отец Серафим подошёл к нему и, топнув ногой, строго прикрикнул: «Нет тебе дороги из монастыря!» Сам он, прожив здесь безвыходно шестьдесят лет, говорил: «Я даже помыслом не выходил из обители».

Архимандрит Серафим скончался 9 января 1994 года, в светлые дни Рождества Христова. После торжественного отпевания был погребён в пещерах Богом зданных, рядом со своим учителем – старцем Симеоном, прославленным в лике святых Псково-Печерских в 2003 году.

Митрополит Вениамин (Иван Афанасьевич Федченков) родился 2 сентября 1880 года в Тамбовской губернии. По причине слабого здоровья его крестили в самый день его рождения. Начальное образование получил в земской школе, а затем учился в уездном училище. В 1897 году окончил Тамбовское духовное училище, а в 1903 году – Тамбовскую духовную семинарию.

В годы учёбы в Санкт-Петербургской духовной академии Иван с сокурсниками посетили старца схимонаха Никиту на Валааме, который пророчески назвал юношу «владыкой». В 1904 году впервые посетил святого праведника Иоанна (Кронштадтского), образ которого хранил в сердце всю свою жизнь.

26 ноября 1907 года, в канун празднования в честь иконы Божией Матери «Знамение», архиепископ Феофан (Быстров) совершил его пострижение в монашество с именем Вениамин – в честь святого мученика диакона Вениамина. В декабре этого же года монах Вениамин был рукоположен во иеродиакона, а через неделю – в сан иеромонаха.

По окончании Санкт-Петербургской духовной академии иеромонах Вениамин служил на кафедре академии. В 1911 году назначен ректором Таврической духовной семинарии. В этом же году был возведён в сан архимандрита. В 1913 году архимандрит Вениамин назначен ректором Тверской духовной семинарии.

События февраля 1917 года застали архимандрита Вениамина в Твери. Монархист по убеждениям, он тяжело переживал падение православной монархии. Летом 1917 года был избран членом Поместного Собора Русской Православной Церкви. Будучи сторонником восстановления патриаршества, архимандрит Вениамин участвовал в избрании на патриарший престол святителя Тихона, которого глубоко чтил.

Осенью 1917 года был избран на должность ректора Таврической духовной семинарии. Участвовал в работе Всеукраинского церковного Собора в Киеве, где отстаивал позицию канонической целостности Церкви и выступал против церковного сепаратизма. В феврале 1919 года архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии и определён на должность настоятеля Херсонского монастыря в Одессе.

Весной 1920 года владыка Вениамин присоединился к Белому движению; прошёл с генералом Врангелем, координируя деятельность военных священников, до конца и покинул Россию в ноябре 1920 года.

Епископ Вениамин, предпринимая немалые усилия по организации самостоятельного церковного управления для русского Зарубежья, стремился к тому, чтобы зарубежная церковная власть действовала под омофором святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Много лет владыка Вениамин служил на разных должностях за рубежом, а также удалялся в монастырь. В 1938 году, во время служения в Северной Америке, был возведён в сан митрополита.

В годы Великой Отечественной войны митрополит Вениамин стал одним из вдохновителей патриотического движения, охватившего все слои русской эмиграции. 22 июня 1941 года владыка произнёс вдохновенную проповедь, в которой выразил твёрдое упование на то, что предстоящие тяжёлые испытания попущены Промыслом Божиим «ко благу нашей Православной Церкви и Родины». В первый же день войны он заявил: «Всё кончится добром!».

В начале 1945 года митрополит Вениамин, после двадцати пяти лет изгнанничества, прибыл на Поместный Собор в Москву. Главное впечатление, которое он увозил в Америку, – уверенность в том, что народ сохранил живую веру в Бога, несмотря на годы жесточайших гонений. В 1948 году владыка окончательно вернулся на Родину и был назначен на Рижскую кафедру, где у него часто возникали конфликты с местными властями. В 1951 году митрополит Вениамин был переведён на Ростовскую кафедру, где особенно сблизился с святителем Лукой, архиепископом Симферопольским и Крымским. В 1955 году был назначен митрополитом Саратовским и Балашовским.

В период новых гонений на Церковь митрополит Вениамин призывал паству к твёрдому стоянию за веру и Церковь. В конце 50-х годов его здоровье резко ухудшилось; в 1958 году он ушёл на покой и поселился в Псково-Печерском монастыре. Когда позволяло здоровье, служил в монастырских храмах, проповедовал, приводил в порядок своё богатое духовно-литературное наследие: богословские трактаты, труды по Литургике, работы апологетического характера. В последние годы жизни он пережил самое тяжёлое испытание – лишился дара речи.

Митрополит Вениамин (Федченков) отошёл ко Господу 4 октября 1961 года, в день памяти святителя Дмитрия Ростовского. Похоронен в Богом зданных пещерах монастыря.

Епископ Феодор (Дмитрий Васильевич Текучёв) родился 14 мая 1908 года в Области Войска Донского (ныне Ростовская область). В 1918 году окончил церковно-приходскую школу в городе Новочеркасске; там же продолжил образование в средней школе.

В 1919 году эмигрировал за границу, где в 1925 году завершил среднее образование в Британской школе под Константинополем (ныне Стамбул). В 1929 году окончил Православный богословский институт в Париже со степенью кандидата богословия.

28 марта 1930 года в храме Сергиевского подворья в Париже экзархом Западной Европы митрополитом Евлогием (Георгиевским) был пострижен в монашество с именем Феодор. Через два дня был рукоположен во иеродиакона; в мае этого же года был поставлен во иеромонаха и назначен исполняющим обязанности настоятеля русского православного прихода в городе Виши́ во Франции. В 1931 году митрополит Евлогий, вместе с подчинёнными ему русскими приходами, перешёл в юрисдикцию патриарха Константинопольского. Иеромонах Феодор остался верен Московскому Патриархату и стал служить в клире Трёхсвятительского подворья в Париже.

В сентябре 1936 года иеромонах Феодор переехал в США, где был назначен священником Серафимовского подворья в Нью-Йорке и секретарём архиепископа Алеутского и Северо-Американского Вениамина, экзарха Московской Патриархии. В 1937 году был возведён в сан игумена; состоял благочинным Западной Америки. 5 декабря 1943 года епископ Феодор был возведён в сан архимандрита; 12 декабря этого же года хиротонисан в епископа Аргентинского.

Аргентинские власти не давали согласия на въезд епископа Аргентинского в страну; владыка Феодор совершал богослужения в Свято-Георгиевском соборе Чикаго. В 1946 году Аргентинская кафедра была объявлена самостоятельной. В апреле 1947 года епископ Феодор прибыл в Аргентину. При содействии и поддержке верующих открыл православный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В Аргентине епископ Феодор прослужил шесть лет, но затем аргентинские власти отказали ему в визе. В 1952 году был назначен епископом Сан-Францисским и Калифорнийским.

В 1956 году епископ Феодор вернулся в Россию из эмиграции; жил сначала на Украине и в Молдавии. В силу его «белоэмигрантского» прошлого большевистская власть, несмотря на искренний патриотизм епископа Феодора, не позволила Московской Патриархии предоставить владыке какую-либо архиерейскую кафедру. Этому не способствовали и вновь начавшиеся в конце 50-х годов гонения на Церковь, когда по всей стране один за другим насильственно закрывались храмы и монастыри. В Молдавии владыку три раза переводили из обители в обитель, поскольку они одна за другой ликвидировались местным коммунистическим начальством.

В итоге в 1962 году епископу Феодору было благословлено проживать на покое в древнем, никогда не закрывавшемся, издавна славившемся своими подвижническими традициями Псково-Печерском монастыре. Наконец долгие мытарства владыки закончились, и до конца дней своих он тихо и смиренно жил здесь, любимый и уважаемый печерской братией, служа и время от времени проповедуя в храмах обители, постепенно ставшей для него родным домом.

3 апреля 198 года епископ Феодор отошёл ко Господу. Он был погребён в монастырских пещерах, рядом со своим духовным учителем и старшим другом митрополитом Вениамином (Федченковым).

Схиигумен Савва (Николай Михайлович Остапенко) родился 11 ноября 1898 года в семье благочестивых христиан на Кубани. В 1904 году мальчика отдали в церковно-приходскую школу, где он был одним из способных учеников. Он с удовольствием прислуживал в храме, пел на клиросе. С раннего детства Николай приобрёл то религиозное настроение, которое не покидало его всю жизнь. В 1911 году окончил двухклассное училище, в котором в то время учились пять лет.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Николай был призван в армию. С 1917 года служил в Красной армии, а после Гражданской войны в России закончил военно-техническое училище и работал инженером до 1931 года. В 1932 году окончил Московский строительный институт и до 1945 года работал инженером-строителем, имея бронь во время Великой Отечественной войны.

В 1946 году Николай поступает в Московскую духовную семинарию при Троице-Сергиевой Лавре, которую закончил за три года, вместо положенных четырёх. В 1948 году наместник Лавры архимандрит Иоанн (Разумов) ходатайствует перед Святейшим Патриархом Алексием I о пострижении Николая Остапенко в монашеский чин. При постриге ему было дано имя Савва – в честь преподобного Саввы Сторожевского (Звенигородского). В апреле 1949 года отец Савва рукоположен в сан иеродиакона; в июле это же года – в сан иеромонаха. В тяжёлые послевоенные годы в Лавре нёс послушание эконома. По благословению Святейшего Патриарха Алексия I получает новое послушание – быть духовником богомольцев. Этому подвигу иеромонах Савва посвятил всю свою жизнь.

В 1954 году Псково-Печерская обитель с её древними обычаями и великими святынями приняла отца Савву на новые подвиги, где на него было возложено послушание благочинного. По его инициативе был утверждён ежедневный братский молебен перед ракой с мощами преподобномученика Корнилия, а после вечернего богослужения – чтение акафистов особо чтимым иконам. Паломники, знавшие его по Троице-Сергиевой Лавре, и духовные чада из разных мест устремились в Печоры. С появлением отца Саввы в Псково-Печерском монастыре началось оживление: умножилось число богомольцев и улучшилось благосостояние обители.

Где бы ни появлялся старец, везде оставались следы воздействия благодати Божией на сердца человеческие по его святым молитвам. Подвижническая жизнь старца многим не нравилась. Митрополит Псковский и Порховский Иоанн (Разумов) не отвечал на доносы на отца Савву. Но в 1958 году удалил его из монастыря и назначил настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в городе Великие Луки. Со смирением и покорностью отец Савва принял приход, где трудился, не жалея сил. Здоровье старца слабело. Он вернулся в Псково-Печерский монастырь, где принял великую схиму.

27 июля 1980 года схиигумен Савва отошёл ко Господу. Сотни людей приехали в Печоры, чтобы проводить своего духовного отца в последний путь. «Каким был ваш духовный отец схиигумен Савва?» – спросили у одного из его духовных чад. «Он творил любовь!» – был ответ.

«Заповедь Божию вам завещаю –
Вы её свято храните:
Обиды, напраслины ближним прощая,
Чада, друг друга любите!»
– завещал схиигумен Савва своим духовным чадам.

Архимандрит Афиноген (в схиме Агапий) (Василий Кузьмич Агапов) родился 24 января 1881 года в Тверской губернии, в крестьянской семье. В раннем детстве почувствовал призвание к монашеству. В семь лет родители отдали мальчика в земскую трёхклассную школу, а затем в обучение к его крёстному в швейную мастерскую в Санкт Петербурге. В 1903 году на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга юноша издали увидел отца Иоанна Кронштадтского, и в его душе ожило, казалось бы, утраченное желание оставить мир и посвятить жизнь служению Богу.

В 1903 году Василий оставил Санкт-Петербург и пришёл в Воскресенско-Макарьевский монастырь, где в 1908 году был пострижен в рясофор, а в 1911 году – в мантию с именем Афиноген – в память священномученика Афиногена, епископа Севастийского. В 1912 году отец Афиноген был рукоположен в сан иеродиакона в новгородском Софийском соборе. В 1917 году был рукоположен во иеромонаха в Воскресенско-Макарьевском монастыре.

Монаху Афиногену довелось пройти крестный путь страданий – в тюрьме, лагерях, ссылке, оккупации. Но, как писал сам старец, «и в тюрьме, и в лагере – везде Господь охранял меня от смертных случаев». Молитва дала ему силы выжить в нечеловеческих условиях на строительстве Беломорканала, в лагере смертников, в тюремных камерах среди уголовников.

В Псково-Печерский монастырь отец Афиноген пришёл в 1945 году – седовласым, смиренным старцем, наделённым даром прозорливости. Преподобный Симеон (Желнин), будучи уже в преклонных летах, сделал его своим преемником. С 1960 года на плечи отца Афиногена легли самые большие ноши отца Симеона – духовничество и изгнание бесов из одержимых ими людей. Незадолго до кончины отца Симеона его навестил отец Афиноген. Старец дал ему книги, по которым совершал молитвы над бесноватыми, и благословил отчитать несколько человек. Исполнив благословение старца, батюшка вернул книги со словами: «Ну, вот, я всех отчитал; теперь знаю, как это делается». Но отец Симеон ответил: «Нет, я дал тебе их уже навсегда».

Как монастырский духовник, старец Афиноген одновременно был и взыскателен, и любвеобилен, снисходя к слабостям человека и скорбя о его грехах. Прихожане очень любили кроткого подвижника; все стремились попасть на исповедь именно к нему. С вечера до глубокой ночи, а бывало, и до утра приходилось отцу Афиногену исповедовать верующих. В 1968 году его возвели в сан архимандрита.

7 мая 1979 года тяжело больного старца постригли в схиму с именем Агапий. 24 мая схиархимандрит Агапий отошёл ко Господу; гроб его был перенесён в Богом зданные пещеры и поставлен в нише у пещерного храма Воскресения Христова. Когда его тело несли в пещеры, духовная дочь старца мысленно закричала: «Батюшка, батюшка, куда же ты?!» И внутри себя услышала голос старца: «Ты что? Это тело понесли. Я – жив».

Архимандрит Иероним (Иван Матвеевич Тихомиров) родился 11 сентября 1905 года в деревне Демидово Псковской губернии, в многодетной крестьянской семье. Мальчик любил рисовать и лепить из глины храмы, которые получались у Вани точно как в монастыре в Печорах! Удивительно это было для ребёнка, который никогда не выезжал из глухой псковской деревеньки, но знал о крестных ходах и торжественных монастырских празднествах со слов бабушки и родителей, часто посещавших святую обитель.

С 1927 по 1930 год Иван служил в Красной армии; с начала Финской войны в 1939 году и до окончания Великой Отечественной войны воевал на фронте. Господь хранил будущего монаха, не раз спасая его от смерти. Под городом Тихвином Иван Тихомиров был тяжело ранен и всю жизнь молитвенно поминал солдата Петра, который вынес его с поля боя. С 1945 года работал на Кировском заводе в Ленинграде.

В 1946 году Иван поступил в братию Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, где в то время были послушниками его друзья детства отец Анатолий (Семёнов) и отец Паисий (Семёнов). 14 декабря 1947 года пострижен в мантию с именем Иероним – в честь святого блаженного Иеронима Стридонского. Вскоре монах Иероним был рукоположен во иеродиакона; а в 1950 году – в иеромонаха. В 1960 году возведён в сан игумена; в 1975 году – в сан архимандрита.

Тридцать два года отец Иероним прожил в Псково-Печерском монастыре; из них тридцать один год нёс послушание келаря. Те, кому приходилось работать с батюшкой на послушании, вспоминают его всеобъемлющую любовь и доброту. За все годы его келарства братия не слышала от него ни слова ропота; ко всем он обращался ласково: «Детки… детки!» Чужая боль была его личной болью, и сердце не выдержало. Три инфаркта в течение трёх лет окончательно подорвали его здоровье.

В ночь на 9 октября 1979 года, когда Церковь вспоминает апостола Иоанна Богослова, архимандрит Иероним попросил прочесть ему житие святого. Через несколько часов батюшка мирно отошёл ко Господу.

Архимандрит Феофан (Фома Андреевич Молявко) родился 5 апреля 1913 года в крестьянской семье в Витебской губернии. С юных лет Фома тяготел к монастырской жизни, много паломничал по святым местам Тверского края. С тринадцати лет пономарил в Тверском Осташковом монастыре в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1929 году, когда началось массовое закрытие церквей и монастырей, а служить Господу стало опасно для жизни, игумен монастыря отправил семнадцатилетнего Фому за ворота со словами: «Ты ещё молодой, уходи».

Фома вернулся домой; занимался сельским хозяйством, пел в церковном хоре. В 1932 году был арестован и осуждён на три года концлагерей за «агитацию против колхозов». После отбытия наказания вернулся в Тверскую область, где нёс послушание псаломщика церкви Казанской иконы Божией Матери в селе Печниково.

В мае 1937 года принял постриг с именем Феофан – в честь исповедника и святителя Феофана Сигрианского. Старец, совершавший постриг, предвидя будущее новопостриженного, не назначил ему монашеского правила. В ноябре этого года монах Феофан был арестован по 58-й статье и осуждён на десять лет лишения свободы.

Во время Великой Отечественной войны отец Феофан, как и многие другие священнослужители, был освобождён в 1943 году и уехал в Ташкент, где работал в военном госпитале. С 1944 по 1945 год воевал в пехоте. На фронте всегда носил при себе образок святителя Николая. Отец Феофан вспоминал: «Бывало, пули и осколки попадают в руку и отскакивают, только щиплют». Освобождая Будапешт, получил тяжёлое ранение в ногу. Награждён медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Будапешта».

В 1945 году в Тверской епархии был рукоположен во иеродиакона. Служа в Тверской епархии, отец Феофан часто посещал Псково-Печерский монастырь. Наместник монастыря архимандрит Пимен (будущий Патриарх Московский и всея Руси) предложил ему остаться в обители. В 1951 году иеродиакон Феофан вошёл в число братии Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В этом же году был посвящён в сан иеромонаха. Много лет архимандрит Феофан служил регентом церковного хора; был духовником братии. В 1955 году был назначен на должность благочинного. В 1976 году возведён в сан архимандрита.

Долгие годы отец Феофан нёс крест молитвенного правила и приёма посетителей в своей келье, дверь в которую никогда не закрывалась. Любой мог зайти к старцу и получить духовный совет и утешение. Он всегда сохранял мирный дух, который благотворно действовал на окружающих. Нуждающимся в его совете любил повторять: «Царство Божие нудится…» Послушникам монастыря давал простое наставление: «Сделал дело – гуляй смело».

Известно о чудесном видении, которого сподобился отец Феофан, когда шёл в церковь на Пасху. Духовными очами он увидел, как из Богом зданных пещер нескончаемым шествием шли архиереи, за ними священство по старшинству и заходили в алтарь Успенского собора. Отец Феофан удивился: «Как они там поместятся?» – и видение исчезло.

23 января 2001 году архимандрит Феофан отошёл ко Господу; погребён в Богом зданных пещерах.

Архимандрит Досифей (Константин Сергеевич Сороченков) родился 26 сентября 1928 года, накануне праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, в селе Большие Лученцы Владимирской области. Через два года семья перебралась в город Кольчугино, где Константин закончил начальную школу. В 1943 году пошёл работать учеником электрика.

От решения уйти в монастырь Константина все отговаривали, а начальство предприятия, где он работал, даже угрожало. Но он проявил стойкость, которую сохранил на всю жизнь: «Я совершеннолетний и сам буду решать, как мне жить!» Его твёрдость в вопросах веры была непоколебима. В вопросах чистоты Православия был воином строгим и бескомпромиссным. В 1957 году он был принят в братство Псково-Печерского монастыря.

4 марта 1958 года Константин Сороченков принял монашеский постриг с именем Досифей – в честь преподобного Досифея. На следующий день был рукоположен в иеродиакона. Несколько лет батюшка был седмичным иеродиаконом, пел в братском хоре.

В 1966 году был направлен на Святую Гору Афон. Перед отъездом в Грецию, в Свято-Троицкой Лавре иеродиакон Досифей был рукоположен во иеромонаха. Шестнадцать лет он прослужил в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Много лет отец Досифей служил в храме в честь Покрова Божией Матери, который хотели закрыть из-за нехватки священников. Батюшка, прекрасно знавший богослужебный устав, попросился служить в нем один: и за священника, и за диакона, и за уставщика, и за клирос.

В 1982 году отец Досифей вернулся в Псково-Печерский монастырь. В келье отца Досифея всё было устроено для молитвы. Там, где у других была прихожая без окна, у батюшки стояли кровать и шкаф. Основное же помещение было для молитвы: аналой посередине, на стенах – иконы, небольшой столик для книг. Его богослужебные книги от постоянного использования быстро ветшали. Очень многих молитвенно помнил батюшка Досифей; помнил не только имена тех, кто просил его молитв, но и имена тех, за кого просили. Спустя какое-то время он обязательно спрашивал об этих людях.

Многим памятно его совершение молебнов с акафистами, полная отдача на исповедях. При всей простоте и доступности, на исповедях он был очень требовательным и строгим. Много лет подряд он начинал праздничное богослужение в день Успения Божией Матери чтением акафиста на Успенской площади. И в памяти многих паломников, приехавших поклониться чудотворной иконе, именно с его ликующего «Радуйся!» начиналось трёхдневное торжество в честь Богоматери.

И братия, и сотрудники монастыря очень любили отца Досифея: буквально на ходу он умел сказать нужные слова, часто за шутливостью скрывая свою прозорливость. До последнего дня батюшка, превозмогая сильную боль в ногах, выходил за несколько часов на службу в Михайловский храм, являя всем пример невероятной любви к молитве и богослужению.

Всю свою жизнь отец Досифей благоговейно чтил и молитвенно обращался к Матери Божией. И Царица Небесная приняла его в Свой праздник – 5 августа 1998 года, в день празднования Почаевской иконы Божией Матери.

Иеродиакон Анатолий (Андрей Семёнович Семёнов) родился 1 октября 1905 года в Псковской губернии, в благочестивой крестьянской семье. Его мать умерла, когда мальчику было два года. Отец женился вторично на доброй женщине, которая ухаживала за детьми, как за родными. Андрей начал учиться дома от старшей сестры, которая закончила три класса сельской школы. В этой же школе он проучился полтора года. В одиннадцать лет помогал читать шестопсалмие на службе.

В 1927 году Андрей Семёнов был призван в ряды Красной армии. Через пять лет вернулся на родину; работал на торфоразработках близ Пскова. В 1940 году был ранен на Финской войне. В 1944 году был отправлен на фронт санитаром. В боях под Ригой осколком снаряда ему оторвало кисть левой руки.

После лечения в госпитале в 1945 году поступил в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь послушником. В 1947 году пострижен в монашество с именем Анатолий. В 1953 году был рукоположен в сан иеродиакона. В 1964 году наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) назначил иеродиакона Анатолия на должность уставщика братского хора.

Отец Анатолий был для всех примером кроткого и смиренного молитвенника. Весной 1982 года в монастыре случился монашеский «бунт», когда десять человек из братии написали митрополиту и Патриарху жалобу на «бесчиние и грубость» тогдашнего наместника архимандрита Гавриила (Стеблюченко) и ушли из монастыря. Утром, когда надо было петь литургию, на клиросе остался только иеродиакон Анатолий, который несколько дней пел один за весь хор. Уже после того как «бунтовщики» не пожелали вернуться в монастырь, отец Анатолий за каждой службой молился о них и до своей кончины поминал их как путешествующих. Никто из братии не помнил случая, чтобы он кого-нибудь осудил; все отмечали, что он имел тихую и умиротворённую душу.

26 апреля 1986 года, в день кончины, на вопрос о здоровье он ответил: «Да будет воля Господня. Сегодня умирать буду…» Перед всенощным бдением, в канун празднования Входа Господня в Иерусалим, иеродиакон Анатолий мирно отошёл ко Господу.

Архимандрит Нафанаил (Кронид Николаевич Поспелов) родился 11 июня 1920 года во Владимирской области в семье священника. Его отец протоиерей Николай Васильевич Поспелов был расстрелян в 1937 году. В 2001 году священномученик Николай (Поспелов) был причислен к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских. Будучи архимандритом, отец Нафанаил сам написал тропарь и кондак своему отцу.

Во время Великой Отечественной войны Кронид Поспелов проходил службу на военных аэродромах. Зимой 1944 года недалеко от села Выдропужск Тверской области строился военный аэродром. Пленных немцев, строивших аэродром, разместили в холодном храме. Дров не было, и красноармейцы разрешили отапливать храм иконами. В иконостасе находилась чудотворная икона Божией Матери Выдропусская (XV век). Рядовой Поспелов узнал, что иконе грозит сожжение. По его просьбе хозяин квартиры, где был расквартирован Кронид, обменял чудотворный образ на дрова. Так икона Божией Матери была спасена стараниями будущего архимандрита.

После войны Кронид Поспелов был послан на восстановление Ленинграда. В феврале 1947 года демобилизовался и явился к митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию с желанием стать монахом; в том же году пришёл послушником в Псково-Печерскую обитель. В 1949 году принял постриг с именем Нафанаил и был принят в число братии монастыря, в котором и послушался пятьдесят пять лет, вплоть до своей кончины. Отец Нафанаил трудился на различных послушаниях: на общих и сельскохозяйственных работах; сторожил монастырский огород; заведовал дровяным сараем; был трапезным и хлебодаром; экскурсоводом в пещерах; замещал наместника. Более сорока лет отец Нафанаил нёс послушание казначея монастыря.

Архимандрит Нафанаил (Поспелов) отошёл ко Господу 8 августа 2002 года в возрасте 82 лет. Отпевание отца Нафанаила состоялось 10 августа 2002 года, в день празднования Выдропусской иконы Божией Матери.

Схиархимандрит Александр (Владимир Васильевич Васильев) родился в 4 августа 1927 года в деревне Орехова гора Псковской области. Юность Владимира пришлась на трудные годы военного времени. Но Господь хранил будущего монаха. Во время немецкой оккупации его не угнали в Германию, потому что нём был нательный крест.

По окончании Великой Отечественной войны Владимир поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в академию. Именно тогда произошло его знакомство со старицей Ольгой Васильевной Богдановой-Бари, принявшей Таинство Святого Крещения от святого праведного Иоанна Кронштадтского, которая была духовной дочерью святого оптинского старца Нектария и блаженной Паши Саровской. Старица Ольга сразу вручила ему чётки и научила исполнять Богородичное правило; поручила ему сохранять святыни Дивеевского женского монастыря после её кончины. Отец Александр исполнил поручение и тридцать пять лет хранил святыни в своей келье в Псково-Печорском монастыре. В 1992 году, когда Дивеевский монастырь стал действующим, передал туда сохранённое.

21 ноября 195 года епископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов) рукоположил его в городе Дно во диаконы. 24 ноября того же года в Псково-Печерском монастыре владыка Иоанн постриг его в рясофор с именем Александр (в честь святого благоверного князя Александра Невского), а на следующий день посвятил отца Александра во пресвитерский сан.

В течение трёх лет молодой священник служил в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова. В декабре 1958 года пострижен в мантию с именем Александр (в честь священномученика Александра, епископа Иерусалимского) и принят в братию Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В 1959 году на отца Александра возлагается послушание благочинного, а вместе с тем и проповедание слова Божия по воскресным и праздничным дням.

В 1963 году отец Александр был возведён во игумена по указу Святейшего Патриарха Алексия I. В 1976 году отцу Александру пожалован сан архимандрита с возложением митры. В 1978 году награждён орденом святого князя Владимира III степени. В 1989 году, на Пасху, в честь 400-летия Псковской епархии, награждён вторым крестом с украшениями. В 1993 году архимандрит Александр назначен братским духовником монастыря, обязанности которого он исполнял до своей кончины.

Главным в жизни для отца Александра всегда было церковное богослужение. На вопрос наместника монастыря в день его 70-летия «Батюшка, какой день в вашей жизни был для вас самым счастливым?» отец Александр ответил: «День, когда я служу Божественную литургию…» Перед смертью был пострижен в схиму, получив имя первого пострига Александр (в честь святого благоверного князя Александра Невского).

Кончина батюшки была безболезненной и мирной, на следующий день праздника Покрова Божией Матери – 15 октября 1998 года. Похоронен схиархимандрит Александр в Богом зданных пещерах, рядом со своим отцом монахом Василием (двенадцать лет прожившим с батюшкой в одной келье), рядом с матерью и сестрой – монахинями Марией и Ольгой.

Архимандрит Адриан (Алексей Андреевич Кирсанов) родился 17 марта 1922 года в деревне Турейка Орловской области в благочестивой крестьянской семье. В раннем возрасте он остался без отца, был болезненным и слабым ребёнком. Когда Алексей впервые вошёл в храм во время литургии, он ощутил, что там его дом.

До 1941 года работал слесарем на заводе. Когда началась Великая Отечественная война, был эвакуирован вместе с заводом в Таганрог, где минировал цеха перед наступлением немцев. Воевал в партизанском отряде, а после освобождения Орловщины от фашистов – в Красной армии в артиллерийских войсках. Был переведён в Коломну охранять гаубицы, но был комиссован по болезни сердца. Работал кузнецом-слесарем на заводе имени Лихачёва в Москве.

Алексей много ездил по святым местам: был у преподобного Серафима Вырицкого; у преподобного Кукши Одесского в Почаевской Лавре, который благословил его на монашество и предсказал, что в монашеском чине он будет помогать больным и страждущим людям. В 1953 году поступил в Троице-Сергиеву Лавру послушником. В 1957 году был пострижен в монашество с именем Адриан. В 1960 году был рукоположен во иеродиакона; в 1964 году – в священный сан.

Получив благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, иеромонах Адриан стал проводить в Троице-Сергиевой Лавре чин изгнания бесов (отчитывать бесноватых). Однако эта его деятельность была многим не по нраву. После инцидента с американской туристкой, у которой внезапно проявилось беснование, из руководства ЦК КПСС последовало распоряжение «убрать Адриана из Лавры в 24 часа».

В 1974 году иеромонах был переведён в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где продолжил своё служение по отчитке бесноватых до 1990 года. С 1975 по 1978 год был духовником братии монастыря. В 1998 году был возведён в сан архимандрита. «И побили бы меня бесы навсегда, если бы не Бог» – говорил отец Адриан, до девяноста лет принимая паломников, приезжавших к нему за исцелением и молитвенной помощью.

28 апреля 2018 года отошёл ко Господу отец Адриан – последний из плеяды великих духовников и старцев, подвизавшихся в Псково-Печерской обители со второй половины прошлого века. Архимандрит Адриан погребён в Богом зданных пещерах у храма Воскресения Словущего.

Димитрий Александрович Разумов родился 28 октября 1898 года в городе Коломне Московской губернии, в семье священника. В 1914 году окончил Коломенское духовное училище. Его духовный путь определился с юного возраста. В 1916 году он стал послушником Свято-Смоленской Зосимовой пустыни при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В 1923 году был переведён в Богоявленский монастырь в Москве.

24 ноября 1924 года пострижен в мантию с именем Иоанн – в честь святителя Александрийского Иоанна Милостивого. 25 ноября этого же года рукоположен в иеродиакона. С 1928 года служил в Успенском соборе города Каширы. 1 октября 1942 года рукоположен во иеромонаха; 8 октября того же года возведён в сан игумена, а 26 октября – в сан архимандрита. С 1941 года до самой кончины Патриарха Сергия (Страгородского) в 1944 году архимандрит Иоанн оставался его келейником.

В 1946 году архимандрит Иоанн был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры. За годы его наместничества древняя обитель была возрождена и благоустроена. В ноябре 1953 года в Трапезном храме Лавры была совершена хиротония архимандрита Иоанна во епископа Костромского и Галичского.

11 ноября 1954 года преосвященный Иоанн назначен епископом Псковским и Порховским. В марте 1959 года назначен епископом Берлинским и Германским. В августе 1960 года вернулся в Псков как правящий епископ. В 1962 году возведён в сан архиепископа, а в 1972 году удостоен сана митрополита. В 1987 году ушёл на покой по болезни.

Выдающийся иерарх Русской Православной Церкви XX века, более тридцати лет – с 1954 по 1987 год – возглавлявший Псковскую и Порховскую епархию, был глубоко предан Церкви; служил ей с редким самоотвержением и неустанной ревностью, с пониманием ответственности своего архипастырского долга.

Народ любил митрополита Иоанна, чувствуя в нём настоящего пастыря стада Христова. Он обладал способностью с первых слов беседы внушать к себе полное доверие и был исполнен искренней любви ко всем людям, которые встречались на его пути – к монахам и мирянам. Не раз владыка, спасая от более серьёзных гонений преследуемого властью священника, распекал его ещё больше, что было неспроста. Его лояльность власти привела к тому, что ему удалось сохранить многие храмы в епархии. Митрополит Иоанн отличался особым усердием к милостыне, которую раздавал неимущим. И сегодня люди помнят, как владыка помогал бедным приходам, голодным монахам и послушникам.

В Псковской епархии владыка приютил многих подвижников Русской Православной Церкви, среди которых был отец Иоанн (Крестьянкин); а отец Николай Гурьянов стал на деле духовником епархии – митрополит Иоанн обращался к старцу «Ваше Высокоблагословение» и разрешал все важнейшие вопросы духовной жизни у отца Николая.

Владыка Иоанн закончил свой земной путь 13 января 1990 года в Пскове, оставив завещание похоронить его на Дмитриевском кладбище Пскова, около алтаря церкви в честь великомученика Димитрия, где он часто служил, и куда смогут прийти к нему все, с кем он молился и жил долгие годы.