15 февраля 2024 года, в двунадесятый праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по благословению и.о. ректора Таврической духовной семинарии митрополита Симферопольского и Крымского Тихона преподаватели и студенты духовной школы молились в возрожденном Свято-Владимирском мужском монастыре в Херсонесе.
Учащие и учащиеся Таврической духовной семинарии, во главе с первым проректором иеромонахом Андреем (Коротковым), прибыли на праздничные богослужения на место базилики VI века.
Настоящая дата является особенной для истории Свято-Владимирского монастыря Херсонеса. Спустя сто лет после своего закрытия во время атеистических гонений в 1924 году он вновь обрёл литургическую и церковную жизнь. Сегодняшний день является памятным также для правящего архиерея Крымской митрополии ‒ владыки Тихона. Ровно тридцать лет назад его трудами возобновилась монашеская жизнь в Московском Сретенском мужском монастыре.
За Божественной литургией Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Феодосийский и Керченский Платон, архиепископ Джанкойский и Раздольненский Алексий, епископ Ялтинский Нестор, епископ Бахчисарайский Каллиник, а также многочисленное духовенство Крымской митрополии, преподаватели Таврической духовной семинарии и гостей в священном сане.
За богослужением пел сводный архиерейский мужской хор под управлением диакона Александра Амерханова.
После сугубой ектении митрополит Тихон возгласил молитву о Святой Руси.
За богослужением была совершена пресвитерская хиротония диакона Михаила Родионова.
От Севастопольского округа Крымской митрополии благочинный протоиерей Сергий Халюта преподнёс в дар возрождённому монастырю старинный образ двунадесятых праздников.
Иеромонах Матфей (Самохин) передал владыке дарохранительницу, сохранившуюся со времен старого Свято-Владимирского монастыря Херсонеса.
В завершение богослужения митрополит Тихон обратился к присутствующим со словами проповеди:
«Сегодня мы возрождаем Промыслом Божиим эту святую обитель. Я вспоминаю, как ровно тридцать лет назад, в 1994 году на Сретение, возрождался Сретенский монастырь в Москве – после поругания, долгих лет забвения. Одно из богослужений мы совершали на улице у храма Сретенского монастыря.
Свято-Владимирский монастырь пережил многое. В Крымскую войну он был полностью разрушен. Единственный храм, посвящённый святой княгине Ольге, которая, по преданию, именно от Херсонеса отплыла в Константинополь, чтобы принять Крещение и вернуться уже христианкой; воспитывать и закладывать веру в своего внука великого князя Владимира, которая отозвалась в нём пусть не скоро, но отозвалась! Крымская война… восстановление обители; создание этого прекрасного храма, который снова был разрушен. Я мальчишкой ещё помню, как мы приходили к этим руинам, которые казались такими же древними, как руины античные и византийские. Было страшно там играть, потому что мы понимали, что это сакральное удивительное пространство, связанное с Богом. Потом революция, гражданская война… Епископ Симферопольский владыка Вениамин (Федченков) отсюда эмигрировал вместе с Русским флотом. Он имел право это сделать, потому что он был руководителем духовенства флота. Со своей паствой он уехал в Константинополь, а после войны вернулся, несмотря на то что множество вернувшихся русских людей попали в заключение. Зная это, он вернулся и поселился в Псково-Печерском монастыре, где и почил. Я, грешный, удостоился жить в его келье в Псково-Печерском монастыре.
Этот монастырь нёс огромные пастырские, благотворительные и просветительские труды. Многие монахи знали науку археологию, были с высшим образованием, занимались здесь историческими изысканиями. Всегда широко открывали двери с добродушием и любовью ко всем, кто приходил к ним. Мы видим, как преображается сегодня Херсонес».
Пресс-служба Таврической духовной семинарии |