Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Поздравляю всех вас с престольным праздником великих святых равноапостольных Константина и Елены. Эти два человека начали новую эпоху в жизни государств и народов мира.
Если Господь Иисус Христос принёс Своё Божество на землю и соединил Своё Божество с нашим человеческим телесным естеством, то своим ученикам и последователям Он повелел и благословил их дальше продолжать Его дело. Это делали апостолы, разнося по всему тогдашнему миру благую весть о том, что Бог – это не карающая страшная сила; не повелитель, требующий безусловного повиновения. Это бесконечная любовь, как отца к детям; а некоторые святые отцы говорят: как матери к своим детям. Он нам и Отец, и Мать. Он нас создал. Это обоюдная любовь – и отеческая, и любовь Того, Кто породил нас – простирается к человечеству. А все невзгоды и напасти, которым мы сегодня свидетели, и свидетелями были наши предки во всю историю человеческого рода, - это то, когда мы сами попираем эту любовь; отходим от неё порой с ненавистью, которая умножается в мире. Но злоба и жестокость тонут в нашем покаянии, как в океане любви Божией.
То же произошло и со святым Константином, который из язычника превратился в христианина. Могущественнейший император Римской империи положил важнейшей своей целью жизни создать христианское государство, чтобы по его образу и подобию все другие народы могли как можно ближе подойти ко Христу не только в недрах своей души, но и в том обществе, которое они строят.
Император Константин прекратил гонения на христиан. Часто бывает так, когда убеждаешься, что человек или какое-то дело не способны к преображению, сколько ни бейся. В 330 году святой равноапостольный Константин, видя, что Рим на Апеннинском полуострове, императором которого был, не способен к изменениям, основал Новый Рим – город, который мы называем Константинополь; основал новую Римскую империю, которая просуществовала более, чем любая другая империя в мире – 1113 лет. Ни одно государство столько не жило.
Это была гигантская веха в истории человечества. Все европейские народы стали преемниками ветхого и нового Рима. Константинопольцы – граждане Нового Рима – очень удивились бы, если бы мы назвали их византийцами. Тогда такого слова не существовало; оно появилось в XVIII – XIX веках. Они называли себя римлянами, потому что понимали, что грядущий антихрист, о котором было сказано Спасителем и Его учениками апостолами, не сможет прийти в мир, пока будет христианское государство, не отрекшееся от Христа. Таким государством стал Новый Рим – Византия, как мы называем.
Когда это государство было завоёвано османами и потеряло свою независимость (как сейчас говорим, суверенитет), вожди Нового Рима не смогли управлять народом так, как от них требовала их совесть, то взгляды всего православного мира тогда устремились на Москву – совсем молодое государство, только что освободившееся от монгольского ига.
Есть предание о Третьем Риме... Действительно, в нём есть много смысла. Это не гордость и кичливость; не превозношение над другими. Это судьба и это крест. Русь была единственным православным государством свободным и независимым. Остальные православные страны все были порабощены османами. Многие независимые христианские государства отступили от истинной веры. Такой была и вся Европа, погружённая в католицизм и протестантизм.
При царе Иване Грозном все епископы Восточной Церкви, находившиеся под гнётом османов, во главе с Константинопольским патриархом, написали грамоту русскому царю, признавая его императором и кесарем – тем, кто должен хранить православие не только в народе, но и во всём православном мире; помогать всем православным христианам. И Русь исполняла этот долг! Когда ещё не было сил бороться с османами, множество греческих, сербских, болгарских священников, епископов приезжали в Москву и получали огромную поддержку. Это длилось столетиями. Потом были русско-турецкие войны, итогом которых было освобождение православных народов от жесточайшего гнёта османов. Османы не признавали православных людей за людей. Если им надо было перейти грязную лужу, турок мог кликнуть христианина, сесть ему на спину и потребовать, чтобы тот его перенёс. Это было очень жестокое и тяжёлое иго.
Русь сегодня - конечно же, не одна свободная православная страна. Таких много... Много самостоятельных автокефальных церквей. Но наследие, которое мы получили от императора Константина, - это стремление к тому, чтобы народ, живущий в стране православной, сохранял истинную веру; наследие тех ценностей, которое нам передало христианство. Это в первую очередь настоящая семья – та, которую создал Господь, а не та, которую исказил дьявол. Мы видим, что в некоторых когда-то христианских странах утверждаются законы о совершенно другой семье, которая всячески поощряется тем же самым государством. По милости Божией, у нас этого нет.
Кто знает, как будет складываться в дальнейшем жизнь христианского человечества, жизнь православных стран... Судьба православных навсегда связана с тем, чтобы каждый христианин жил так, чтобы оставаться со Христом; чтобы быть храмом Божиим, не осквернённым тем нечестием, которое всегда подбирается к православному человеку. Да, мы далеко не безгрешны. Но Господь даровал нам покаяние, возможность просить прощения и получать это прощение от Самого Христа.
Удивительный путь прошли два человека, память которых празднуется сегодня. Их наследие, их великие дела живы в нас. Если бы был другой выбор у императора Константина – кто знает, как сложилась бы судьба всего континента и нашего Отечества. Если бы был другой выбор у князя Владимира – кто знает, может, всё было бы по-другому; и не было бы купели киевской, в которой крестился народ.
По Промыслу Божию произошло как произошло. Это великая милость и великое доверие Бога ко всем нам. Мы призваны хранить связь с Богом (religio - в переводе «связь») и не прервать эту связь. Такая великая ответственность на нас из поколения в поколение! Больше того, свидетельство о своей вере – это свидетельство нашей христианской жизни. Этим свидетельством быть тоже хотя бы на малую лепту апостолами – людьми, которые заставляют других задуматься о христианской вере. Помощи всем Божией