«Сегодняшний день – обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Мы привыкли, что церковные праздники – нечто древнее, украшенное сединами. Обретение мощей Патриарха Тихона произошло на памяти многих наших современников. По милости Божией, я имел счастье принимать участие в обретении мощей в Донском монастыре.
В 1917 году в России бросали жребий, кто из трёх епископов, выбранных Собором, будет Патриархом. Когда 18 ноября 1917 года митрополиту Тихону объявили, что жребий патриаршества выпал на него, он произнёс великую, потрясающую своей силой, и ужасную правду: «Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них, во вся дни». Это было не преувеличение, не образ. Он действительно нёс попечение о всех гонимых церквах Российских. Он действительно умирал за них на каждый день!
18 ноября 1992 года пожар в Донском монастыре открыл возможность найти святые мощи Патриарха Тихона. В 1993 году мы обрели святые мощи Патриарха Тихона.
Когда мы увидели практически нетленные мощи святителя Тихона, лежащие в гробу с 1925-го по 1993-й год, мы были поражены той благодатью, которая исходит от святых мощей. Мне довелось первому заглянуть в могилу. Человек я мистически не настроенный… весьма плотской и конкретный, с высокой духовной составляющей. Но меня сразу поразила духовная благодать, которая объяла всего меня, и телесное ощущение свежего весеннего чистого воздуха, который пахнул мне в лицо из открытой могилы. Это мои личные ощущения, охватившие меня 22 февраля 1993 года.
Говорят, что новомучеников не так уж и почитают в России. Но сколько людей пришли на Божественную литургию в день памяти нашего великого тёплого заступника святителя Тихона! Многие годы он был символом, знамением того стояния в истине Церкви Христовой во время страшных гонений. Патриарх Тихон не уклонялся ни ошую, ни десную (ни вправо, ни влево).
Некоторые архиереи удивлялись, почему Патриарх Тихон такой спокойный и невозмутимый в тяжелейших условиях, когда рушится государство, террористически уничтожается Церковь. Некоторые приходили к нему и говорили: «Владыка, ужас! Ваше Святейшество, всё кончилось!» А он, как писал в своих воспоминаниях один из иерархов, «…всё хи-хи, ха-ха да гладит кота». Почему? Он был уверен, что Господь не оставит нашей Церкви.
Он шёл на какие-то компромиссы; но эти компромиссы не касались веры Христовой. Известна история о том, как в тяжелейшее время Патриарху Тихону большевики предъявили ультиматум: либо Церковь Христова, возглавляемая Патриархом Тихоном, соединяется с обновленцами, продавшими свою веру новой власти; либо все архиереи будут заключены в тюрьму. Патриарх Тихон был в раздумье: или будут арестованы и казнены все архиереи Русской Церкви, или он примет это условие. Без архиереев Церкви нет! В это время из одного места ссылки в другое переезжал митрополит Казанский Кирилл (Смирнов). Зайдя к Патриарху Тихону, он услышал от него рассказ о предстоящем испытании. Он сказал Святейшему Патриарху Тихону следующее: «Ваше Святейшество! Мы, православные архиереи, не удержали Церковь Божию. Мы не справились с тем послушанием, которое на нас возложил Господь. Может, будет от нас единственная польза – так это в тюрьме. Будем стоять до конца во истину!» И Святейший Патриарх отказался идти на соглашение с безбожной властью.
Очень важно даже при небольшом наступлении смуты всем нам разумно проходить это время «не в горячности крови», как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), а в рассуждении, молитве и послушании. Будем об этом молить святителя Тихона – человека, который не обращал никакого внимания на давление; который был к этому равнодушен. Он искал только волю Божию и исполнял её».
Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон