Но говоря о духовно просвѣтительной дѣятельности усопшаго архипастыря въ Таврической епархіи,
Но говоря о духовно просвѣтительной дѣятельности усопшаго архипастыря въ Таврической епархіи, мы тѣмъ самымъ уже начали говорить о необычайныхъ заботахъ его о духовно-учебныхъ заведеніяхъ. Духовно-учебныя заведенія Таврической епархіи основались и благоустроились исключительно заботами архіепископа Гурія. До его прибытія въ Таврическую епархію семинаріи вовсе не было, женское училище было только въ зародышѣ и помѣщалось въ низкомъ и тѣсномъ домѣ. Мужеское училище хотя и было благоустроено, но помѣщалось въ такомъ же домѣ, какъ и женское. При его управленіи Таврическою епархню семинарія открыта; женское училище преобразовано въ шестиклассное, число учащихся въ нихъ удвоилось и утроилось, —и для всѣхъ этихъ трехъ учебныхъ заведеній устроены прекрасныя зданія, стоющія сотни тысячъ р.; внутри эти зданія благоустроены; дѣти, юноши и дѣвицы, обучающіяся въ нихъ, поставлены въ прекрасныя условія жизни; всѣ сироты и дѣти многосемейныхъ и бѣдныхъ родителей духовныхъ содержатся въ нихъ на церковный счетъ. И всѣ эти великія предпріятія усопшій архипастырь сдѣлалъ мѣстными епархіальными средствами, съ немалыми своими пожертвованіями при сравнительно незначительномъ пособіи отъ казны. Единственные способы къ тому были сочувствіе Таврическаго духовенства благимъ намѣреніямъ усопшаго святителя и приведеніе въ исполненіе его мудрыхъ плановъ и совѣтовъ.Любилъ почившій архипастырь благоустроенныя имъ учебныя заведенія. Посѣщенія оныхъ для него доставляло немалое удовольствіе, а для самыхъ училищъ истинный праздникъ. Заботы о нихъ не оставляли его и на смертномъ одрѣ и отразились въ его духовномъ завѣщаніи.
Относясь искренно съ истинно отеческою любовію кътучебнымъ заведеніямъ и къ духовному просвѣщенію, въ Бозѣ почившій архипастырь самъ тщательно слѣдилъ за богословскою наукою; для этой цѣли онъ выписывалъ въ свою библіотеку всѣ духовные журналы и всѣ появляющіяся въ свѣтъ капитальныя богословскія сочиненія. Усопшій владыка любилъ, когда кто приходилъ къ нему читать намѣчаемыя имъ статьи, и при этомъ дѣлился своими взглядами.Онъ былъ человѣкъ всесторонне образованный; богословскія позванія его были обширны, Основательно онъ зналъ древне отеческую литературу, и творенія отцевъ церкви восточной и западной, и читалъ оныя во подлинникамъ, которые были у него всѣ на лице. Только въ частной бесѣдѣ, при разнаго рода случаяхъ, можно было замѣтить обширныя и основательныя богословскія познанія у усопшаго архипастыря, въ обычное время всегда кроткаго и даже молчаливаго; и только продолжительный келейный и усидчивый научный трудъ могъ служить вѣрнымъ средствомъ къ пріобрѣтенію сихъ познаній.
Дабы слишкомъ не распространить своего слова и не утомить, брат., вашего вниманія…. я не стану описывать дѣлъ епархіальнаго управленія усопшаго архипастыря; скажу только, что и въ этомъ отношеніи ни одна сторона епархіальнаго управленія не оставлена была безъ вниманія и попеченія усопшаго владыки. Съ особенною ревностію онъ заботился объ устройствѣ и благолѣпіи Храмовъ Божіихъ, о стройности и благолѣпіи богослуженія, о преподаваніи закона Божія въ народныхъ школахъ, объ обезпеченіи духовенства, о бѣдныхъ и сиротахъ духовнаго происхожденія, о духовномъ самоуправленіи, предоставляя въ семъ случаѣ законную долю самостоятельности духовенству и руководствуя его своими указаніями. Какъ начальникъ онъ былъ добръ, милостивъ и снисходителенъ къ подчиненнымъ, доступенъ и справедливъ. Какъ администраторъ остороженъ, не строгъ, но внушителенъ, дѣйствовалъ не страхомъ или наказаніемъ, но кротостію и благоразуміемъ.
Бъ Богослуженіи въ Бозѣ почившаго архипастыря отражалась святительская кротость, простота и благоговѣніе, располагающія къ молигвѣ каждаго присутствующаго при его богослуженіи и особенно лицъ съ нимъ сослужившихъ.
Но особенно у усопшаго святителя поразительна была глубокая вѣра въ Бога и всецѣлая преданность волѣ Божіей. Эта вѣра и преданность замѣчались у него почти постоянно, даже среди обыкновенныхъ разговоровъ и выражались словами- часто имъ повторяемыми: „ Слава Богу за все“, „что Богъ дастъ“, „помолитесь о Мнѣ“ . … Во время же послѣдней болѣзни, когда онъ уже напутствованъ былъ таинствами покаянія, елеосвященія и причащенія, онъ говорилъ, „теперь я не себѣ принадлежу, дѣлайте, что хотите “. Такая глубокая вѣра въ Бога и покорность Его волѣ, проникавшія всю его жизнь я дѣятельность, отражались во всѣхъ его бесѣдахъ, и на слушающаго производили религіозное впечатлѣніе и спасительное для души дѣйствіе
Соотвѣтственно глубокой ею вѣрѣ и преданности волѣ Божіей располагалась вся жизнь высокопреосвященнаго Гурія. Онъ былъ въ полномъ смыслѣ слова милостивый архипастырь. Дѣла ею благотворепія были обширны и многочисленны. Пожертвованія его на устройство церквей и благолѣпіе ихъ и на благотворительныя дѣла были постоянныя и обширныя. Во всѣхъ извѣстныхъ намъ благотворительныхъ учрежденіяхъ онъ состоялъ членомъ, въ учебныхъ заведеніяхъ высшихъ и низшихъ на свой счетъ онъ воспитывалъ многихъ бѣдныхъ юношей и дѣвицъ; помощь его бѣднымъ и милостыни были неисчислимы: онѣ извѣстны только Богу и тѣмъ лицамъ, которыя получали его благотворенія.
Если-бы кто пожелалъ знать еще о другихъ добродѣтеляхъ усопшаго святителя, то мы указали бы на его готовность помогать ближнему во всякаго рода несчастіяхъ и бѣдствіяхъ, на его доступность для каждаго, на его строгій образъ жизни, уединенную жизнь и постоянный трудъ, на его благородство души и ласковое обхожденіе со всѣми, на скромность и молчаливость и проч. Вотъ какого архипастыря лишилась Таврической паства, вотъ что скрывалось подъ образомъ кроткаго и смиреннаго архіепископа ГуріяІ -Къ нему-то вполнѣ и приложимы слова Спасителя: Блажени кротцыи, яко тіи наслѣдятъ землю.
Но для чего мы изобразили великія добродѣтели усопшаго святителя? Конечно не для празднаго любопытства и не для того только, чтобы почтить словомъ усопшаго святителя; но чтобы, зная свойства жизни и дѣятельности его, старались подражать имъ. Поминайте наставники ваши, говоритъ Апостолъ Павелъ, иже глаголаша вамъ слово Божіе, взирающе на скончаніе жительства ихъ, подражайте вере ихъ.
Въ началѣ сего слова я просилъ прощенія у тебя, усопшій святитель, за то, что я нарушилъ твою кротость и повѣдалъ дѣла твои; теперь же, при окончаніи сего слова, приношу тебѣ искреннюю благодарность за то наставленіе, которое ты сдѣлалъ всѣмъ слышавшимъ сіе слово, изображенными въ ономъ твоими жизнію и дѣятельностію. Благослови святитель Божій въ послѣдній разъ сеѣтующую паству твою и иди съ миромъ отъ насъ въ загробную жизнь, архипастырь нашъ Праведный судія воздастъ тѣбѣ по дѣламъ твоимъ!..Мы же никогда незабудемъ тебя въ своихъ недостойныхъ молитвахъ Аминь.
Архим. Арсеній. Р. Т. Д. С.
1882г.