“Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже…”
глас 2: Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:// радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир. |
Фрагмент. Византия, XV в.
8 марта 2020 года по благословению правящего архиерея Высокопреосвященнейшего митрополита Лазаря Симферопольского и Крымского, в семинарском храме Трех Вселенских учителей Василий Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста прошли праздничные богослужения и особый чин Торжества Православия, посвященные торжеству всех православных Церквей – победе Православия над иконоборчеством. Праздничное богослужение возглавил благочинный II Симферопольского благочиния – протоиерей Богдан Северин в сослужении духовенства Таврической духовной семинарии. За богослужением также молились студенты духовной школы.
Историческая справка.
Сегодня вся Православная Церковь вспоминает особое событие: на седьмом Вселенском соборе был провозглашен догмат об иконах, который утвердил их почитание.
Празднование Торжества Православия было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
Икона является образом воплотившегося второго Лица Святой Троицы, передает черты Сына Божия, явившегося во плоти, ставшего видимым и изобразимым. Она является свидетельством истинности боговоплощения и пришествия в мир Спасителя – Иисуса Христа. Поэтому отрицание иконы в глазах Церкви было равносильно отрицанию самого Боговоплощения, отрицанию всего дела нашего спасения.
Защищая икону, Церковь защищала не только ее вероучительную роль или эстетическое значение, но самую основу христианской веры, догмат воплощения Бога. И потому, как учил преподобный Иоанн Дамаскин, святым образам «мы поклоняемся, и обнимаем, и целуем, и приветствуем глазами, и устами, и сердцем».
В чине Торжества Православия возглашаются главные догматы (непреложные истины) Православной веры. Совершается поминовение всех защитников и исповедников Православной веры, святых царей, благоверных князей, патриархов, православных воинов, славных мучеников за веру. Совершается молитва за всех ныне живущих святейших Патриархов, архиепископов, епископов православных, о нашей стране, о всех в вере живущих православных христианах. Так же совершается молитва об обращении к истинной и спасающей вере заблуждающихся и о сохранении верных чад Церкви Христовой в истинной вере.
глас 6: Неописанное Слово Отчее,/ из Тебе, Богородице, описася воплощаем,/ и оскверншийся образ в древнее вообразив,/ Божественною добротою смеси,/ но исповедающе спасение,// делом и словом сие воображаем. |
Пресс-служба Таврической духовной семинарии |