«Сегодняшняя притча о блудном сыне рассказывает нам о том, зачем Господь сотворил мир и человека. Зачем отец рождает, воспитывает; зачем отец отдаёт всё ребёнку своему? С одной лишь целью – любить и отдавать ему всё, что у него есть. Истинный отец – подобие Отца Небесного; как тот отец, о котором мы слышали сегодня в притче.
Старший сын был так расстроен тем, что, как ему показалось, любовь отца к младшему блудному сыну была больше, чем любовь к сыну верному, оставшемуся с ним, что сказал об этом отцу, не скрывая ни своей обиды, ни своей зависти. Но Отец Небесный, устами этого земного отца, сказал: «сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое» (Лк.15:31).
Бог создал человека, для того чтобы всё, что у него есть, отдать ему – человеку. Господь Иисус Христос, как единый от Святой Троицы, отдал всё, всю Вселенную человеку. И когда уже ничего не оставалось отдавать, отдал Тело Своё и Кровь, Которыми мы причащаемся. Всё! Ничего у Него не осталось для любимых своих детей. Как это похоже на истинных родителей – отца или мать, готовых отдать всё ради своего чада! Такие истинные родители являются образом и подобием Отца Небесного.
Отец даже не упрекнул ни младшего блудного сына, ни старшего. Он попытался вразумить старшего, но не более… А что же можем мы воздать за то, что даёт нам Отец Небесный? Есть одно, что мы можем дать Богу – это благодарение – евхаристия; то, в чём мы сейчас с вами пребываем – благодарение (по-гречески «евхаристия» [εὐ-χᾰριστία] – «благодарение»)! Только благодарность могут принести дети своим родителям. Благодарение – это раскаяние в том, какими же мы были глупцами; это понимание наших родителей; попытка понимания Промысла Божия (и Господь открывает нам этот Промысл, не скрывает его от нас).
Святой Ефрем Сирин сказал однажды удивительные слова: «Молиться – это значит благодарить». Задумаемся над этим. Само благодарение в нашем сердце и есть истинная молитва пред Богом. «Жертва Богу дух сокрушен» (Пс.50:19) – понимание и благодарение. Вот к этому будет вести нас Великий пост. Ничего страшнее нет в этом мире, чем неблагодарный человек. Это образ и подобие дьявола – денницы, который в неблагодарности своей погиб сам и множество увлёк за собою. Он закостенел в неблагодарности и отлучил себя от покаяния, понимания Промысла Божия и благодарения.
Отец в притче сказал старшему сыну и своим слугам: «Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:24). Когда он был вне общения с отцом на стране далече, он был мёртв. Когда мы вне общения с Богом, мы (даже если ходим, едим, смеёмся) мертвы. Вот это оживление нас в покаянии, в постижении Промысла Божия, благодарении и есть наша всежизненная задача. А если мы её поймём и начнём исполнять, то с удивлением начнём понимать и слова апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1Фес.5:16)».
Из проповеди митрополита Симферопольского и Крымского Тихона