24 декабря 2019 года в актовом зале Таврической духовной семинарии состоялось расширенное годовое собрание духовенства Симферопольской и Крымской епархии.
24 декабря 2019 года в актовом зале Таврической духовной семинарии состоялось расширенное годовое собрание духовенства Симферопольской и Крымской епархии.
Возглавил собрание Правящий Архиерей, Высокопреосвященнейший Лазарь, Митрополит Симферопольский и Крымский. В президиум по благословению Владыки Лазаря вошли: Преосвященнейший Нестор, епископ Ялтинский, викарий Симферопольской и Крымской епархии, Преосвященнейший Каллиник, епископ Бахчисарайский, викарий Симферопольской и Крымской епархии, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, протоиерей Александр Якушечкин.
Началось собрание с общей молитвы, по окончании которой Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь обратился к присутствующим в зале отцам благочинным, наместникам монастырей, настоятелям храмов и священнослужителям с Архипастырским словом : « Ваши Преосвященства! Ваши Высокопреподобия и Преподобия! Всечестные отцы, матушки игуменьи! Сердечно рад приветствовать вас на годовом собрании духовенства Симферопольской и Крымской епархии. Милостью Божией завершается еще одно лето благости Господней, в течении которого продолжилось возрождение и строительство храмов и монастырей, укреплялись приходы, расширялось религиозное образование, социальное и миссионерское служение. Так на конец текущего года зарегистрировано семь монастырей и двести пятьдесят два прихода. По итогам уходящего года были освящены четыре храма, а также еще десять храмов готовы к освящению. В клире епархии состоит триста тринадцать священнослужителей. За истекший год было совершено пять диаконских и четыре священнических хиротоний…. В прошлом году отошел ко Господу наш священнослужитель иерей Александр Порохнюк, а так же всем нам известная крымская православная тележурналист раба Божия Юлия Николаевна Орлова…»
После этих слов Митрополита Лазаря протодиакон Василий Марущак возгласил заупокойное прошение, и все присутствующие пропели « Вечную память».
Далее, Владыка Лазарь предложил перейти к наиболее актуальным вопросам жизни епархии и передал слово Владыке Нестору. Преосвященнейший Нестор, епископ Ялтинский, викарий Симферопольской и Крымской епархии довел до сведения присутствующих основные положения Доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании в Москве 20 декабря 2019 года. Так, Владыка Нестор, который стал участником данного собрания, обратил внимание духовенства, что при подведении итогов уходящего 2019 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о значимых переменах, произошедших в церковной жизни Украины, когда власть, действующая в конце 2018 и начале 2019 года попыталась ради достижения своих политических целей принудить Украинскую Православную Церковь к объединению с раскольниками: это не удалось. Не помогло власти и антиканоническое вмешательство Константинопольского Патриархата, предпринявшего попытку легализации раскола. Расчеты на разрушение Украинской Православной Церкви не оправдались: епископат, духовенство и верующие остались в канонической Церкви и не поддержали раскол: « Тогда при поддержке властей и радикальных политических организаций на Украине начались открытые гонения на Церковь. За короткий период было захвачено около 100 храмов: беззаконным образом переоформлялись и подделывались документы общин, верующих и духовенство избивали, против них были приняты дискриминирующие нормы религиозного законодательства, в СМИ и интернете была развернута клеветническая информационная кампания. Канонической Украинской Православной Церкви, крупнейшей религиозной общине Украины, даже попытались законодательно запретить называть себя «украинской», невзирая на то, что она объединяет более 12 тысяч общин и миллионы граждан Украины. Но наша Церковь с честью выдержала испытания, сохранив свое каноническое единство и поддержку верующих на Украине. Добровольные уходы духовенства или общин в раскол были единичными; сейчас постепенно начинается и обратный процесс — возвращение в каноническую Церковь отпавших от нее клириков и общин. Впечатляют фотографии и видеозаписи с крестного хода, который традиционно проводится в Киеве по случаю Дня Крещения Руси: в этом году в нем приняло участие, по некоторым оценкам, около 300 тысяч человек. Нынешние власти Украины декларируют невмешательство в религиозную жизнь своей страны, и эти намерения можно оценить положительно. Будем надеяться, что удастся восстановить религиозный мир на территории Украины, что на правовых основаниях общинам Украинской Православной Церкви будут возвращены захваченные храмы; что дискриминационное законодательство против Церкви будет пересмотрено. А вас, дорогие отцы, прошу продолжать прилежно молиться о единстве церковном и об Украинской Православной Церкви. Мы видели, как ополчились на нее стихии мира сего: делалось все, чтобы она перестала существовать. Но в каждом нашем храме за Божественной литургией возносилась и продолжает возноситься молитва о наших собратьях на Украине. И вот общественно-политическая ситуация там поменялась, а Церковь по-прежнему стоит и укрепляется в вере. Будем помнить: наши молитвы — не формальность, ими созидается Церковь. Крепкая молитва — вот чего Украинская Православная Церковь ждет от нас. И не менее важно — всегда, как и прежде, с теплом и любовью принимать наших братьев, когда они приезжают сюда помолиться с нами и поклониться нашим общим святыням. К сожалению, беззаконные деяния Фанара в отношении Украины повлекли серьезные последствия для Православной Церкви во всем мире. Предоставив видимость легитимности украинским раскольникам и выдав им так называемый «томос об автокефалии», Константинопольский Патриархат стал предпринимать чрезвычайные усилия, чтобы заставить другие Поместные Православные Церкви признать эти неканонические деяния. В первую очередь давлению подверглась Элладская Православная Церковь, что не случайно. Более чем треть ее епархий, так называемые «митрополии Новых земель» на севере Греции, имеют двойное подчинение: с одной стороны, епископы этих митрополий являются членами Священного Синода и Архиерейского Собора Элладской Церкви, с другой — они поминают за богослужением Константинопольского Патриарха и канонически зависят от него. Этим митрополитам рассылались циркуляры с Фанара с требованием признать украинских раскольников. Параллельно оказывалось давление по дипломатической линии. Эмиссары из США неоднократно посещали Предстоятеля и многих иерархов Элладской Церкви, преследуя свои политические цели: добиться того, чтобы духовное отчуждение между Россией и Украиной, между греческим и славянским православным миром стало необратимой реальностью. В поддержку раскольников работала массированная пропаганда в СМИ, в основу которой легли политические идеи, далекие не только от евангельской, канонической и исторической правды, но и от здравого смысла. Рассмотрение украинского вопроса неоднократно откладывалось, однако в конце концов специально для этого был созван внеочередной Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви. Но даже он формально не принял решения о признании раскольников. По его итогам было опубликовано коммюнике, в котором признается право Константинопольского Патриарха предоставлять автокефалии, а также право Предстоятеля Элладской Церкви «далее заниматься вопросом признания Церкви Украины». Позднее ряд архиереев объявили, что и эти два тезиса не принимались путем голосования. Многие греческие архипастыри, священники, богословы оспаривают законность принятого решения. В сложившейся ситуации Священный Синод нашей Церкви 17 октября сего года постановил прекратить евхаристическое общение с теми архиереями Элладской Церкви, которые вступили или вступят в общение с украинскими раскольниками. Синод также не благословил совершение паломнических поездок в епархии, управляемые означенными архиереями. В то же время Синод решил, что поминовение за Патриаршим богослужением имени Архиепископа Афинского будет прекращено в том случае, если он начнет поминать главу одной из украинских раскольнических групп или предпримет иные действия, свидетельствующие о свершившемся признании им раскольников. Это постановление Священного Синода было исполнено, когда стало известно о направлении Афинским Архиепископом официального ответа на так называемое «мирное послание» главы «Православной церкви Украины» «митрополита Епифания», содержавшего признание руководителя религиозной организации в качестве предстоятеля Поместной Церкви. Вскоре за этим последовало и поминовение имени раскольника в диптихах при служении Архиепископа Иеронима. Призываю всех вас, дорогие владыки, отцы и братия, со вниманием отнестись к принятым решениям. Отныне не в каждую епархию, не в каждый город и не в каждый монастырь на территории Греции могут совершать паломничество архипастыри, духовенство и миряне нашей Церкви. Не с каждым архиереем и клириком Элладской Церквей теперь можно сослужить. Прошу всех вас при планировании паломничества обращаться за актуальной информацией в Отдел внешних церковных связей или в Паломнический центр Русской Православной Церкви, которые также публикуют информацию по этому вопросу на своих интернет-сайтах. В прошлом месяце примеру Архиепископа Афинского последовал и Патриарх Александрийский Феодор, который также начал антиканоническое поминовение раскольнического главы, несмотря на то, что ранее многократно выражал свою поддержку канонической Украинской Православной Церкви и ее Предстоятелю Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию. Причем в данном случае Александрийский Патриарх решил вообще обойтись без синодального определения, а принял решение единолично, после консультаций лишь с некоторыми архиереями. Многие говорят о давлении извне, которое было оказано на Александрийского Патриарха, что, конечно, никак не может оправдать его поступка. Нашему Священному Синоду, заседание которого состоится на следующей неделе, предстоит сделать выводы по этому поводу. В уходящем году произошло еще одно важное для нашей Церкви и, на сей раз, весьма радостное событие: с Московским Патриархатом воссоединились общины Архиепископии приходов русской традиции в Западной Европе во главе с архиепископом (ныне — митрополитом) Иоанном (Реннетó). Созданная русскими эмигрантами в трагические годы смуты в нашем Отечестве в ΧΧ веке, Архиепископия в 1931 году была включена в юрисдикцию Константинополя на правах временного экзархата. Пребывание западноевропейских приходов русской традиции в составе Константинопольского Патриархата изначально мыслилось как временное. Положение Архиепископии с тех пор не раз менялось. В 1999 году ей был выдан томос Патриарха Константинопольского. Западноевропейские клирики и прихожане думали было, что теперь их положение урегулировано на постоянной основе. Однако, несмотря на принятые ранее решения, в 2018 году Константинопольская Патриархия объявила об упразднении Архиепископии, с такой же легкостью заявив об отмене своего томоса 1999 года, как и ранее — акта 1686 года о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата. По замыслу Фанара, после упразднения Архиепископии ее приходы должны были перейти в состав епархий Константинопольского Патриархата. Однако наши братья не согласились с таким подходом. Некоторые приходы и священнослужители сразу же начали переходить в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви, а другие посчитали целесообразным возвращаться в лоно Матери-Церкви все вместе в качестве целостной структуры. Вопрос был вынесен 7 сентября на специальную ассамблею юридического лица Архиепископии. Хотя большинство участников собрания высказалось за воссоединение с Московским Патриархатом, но все же их число не достигло двух третей голосующих, необходимых для принятия юридически обязывающего все приходы решения. В связи с этим потребовались дополнительные консультации архиепископа Иоанна (Реннетó) с клириками и приходами для уточнения их свободного волеизъявления. Архиепископ Иоанн по его просьбе был принят 14 сентября в юрисдикцию Московского Патриархата с титулом «Дубнинский». Примеру своего архипастыря вскоре последовало большинство приходов и духовенства, которые обратились ко мне и Священному Синоду с соответствующей просьбой и 7 октября также были воссоединены с Русской Православной Церковью на особом заседании Священного Синода. Этим же синодальным решением сохранены автономия и традиции Архиепископии, восходящие в некоторых деталях к решениям Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов, применительно к особым условиям бытия Архиепископии в Западной Европе. 3 ноября в кафедральном соборном храме Христа Спасителя я сослужил с владыкой Иоанном и прибывшими с ним в Москву многими клириками. За богослужением присутствовали многочисленные наши братья и сестры — прихожане Архиепископии, потомки и представители разных поколений, в том числе современного, эмиграции из России, других стран канонической территории нашей Церкви, балканских стран, коренные жители Бельгии, Великобритании, Голландии, Германии, Франции, чей приход к Православию стал возможен благодаря миссионерскому свидетельству русской эмиграции. Произошло событие исторического масштаба: с Русской Православной Церковью воссоединилась последняя церковная структура, возникшая в русской эмиграции в годы революции и гражданской смуты в нашем Отечестве. Ныне эту трагическую страницу русской истории можно считать окончательно перевернутой. Сбылись и чаяния митрополита Евлогия (Георгиевского), который в далеком 1931 году писал в послании к пастве, что окормлявшиеся им приходы в Западной Европе вернутся к былому положению, «когда восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви». Ныне мы благодарим Бога за то, что это стало возможным, благодарим за восстановление единства нашей Церкви. Из доклада Патриарха Московского и всея Руси Кирилла». Также Владыка Нестор довел до сведения священнослужителей, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе собрания высказал свою четкую позицию по вопросам роли священника в Таинстве исповеди и раскрыл с точки зрения Православной Церкви понятие « феномен отцовства».
Далее Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь объявил, что согласно решению Синода Украинской Православной Церкви Его Блаженство, Блаженнейший Онуфрий Митрополит Киевский и Всея Украины совершил архиерейскую хиротонию наместника Инкерманского монастыря Святого Климента архимандрита Каллиника (Чернышева) во епископа Бахчисарайского, викария Симферопольской и Крымской епархии, Митрополит Лазарь сердечно поздравил Владыку Каллиника, пожелал ему помощи Божией в его архиерейском служении и передал слово.
В своем выступлении Владыка Каллиник доложил об участии в заседании Глав отделов по монастырям и монашеству. Собрание епархиальных ответственных за монастыри проходило 23 декабря в актовом зале Сретенской духовной семинарии. Собрание предварила Божественная литургия в храме Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, которую возглавил архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству. В ходе собрания были заслушаны отчеты об инспекционных поездках, предпринятых членами Коллегии СОММ в епархиальные обители в уходящем году. Данные поездки совершаются представителями Отдела по благословению Святейшего Патриарха Кирилла с 2013 года с целью оказания братской помощи и содействия в неизбежно возникающих в жизни обители трудностях, а также изучения положительного опыта монашеских общин. В 2019 году члены Коллегии СОММ посетили 104 монастыря и монашеские общины (50 мужских и 54 женских) 17-ти епархий Русской Православной Церкви. Так же на собрании состоялось обсуждение проекта комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. «О практических аспектах принятия в монастырь и духовного окормления новоначальных». Документ был создан для того, чтобы помочь избежать ошибок как игуменам, имеющим небольшой опыт управления обителями, так и людям, поступающим в монастыри. Владыка Каллиник в своем выступлении отметил, что в настоящее время программой получения монашествующими Русской Православной Церкви базового богословского образования охвачено 13 митрополий, Московская областная и Пятигорская епархии, 6 ставропигиальных обителей. По указанной программе базовую богословскую подготовку получают 1075 монашествующих.
Владыка Каллиник отметил: «Самый актуальный вопрос, перед которым нас ставит Священный Синод РПЦ – постриги в монашествующие не должны совершаться без должного образования, без прохождения специальных курсов. Эти курсы уже разработаны и в каждой епархии они должны быть. Я считаю необходимым создать и в наше епархии подобные курсы. Методика создания их может быть разной- кто-то делает их на базе семинарий, кто-то – на базе монастырей. Но если у нас есть возможность заочного обучения монашествующих и претендующих на монашество в семинарии мужского пола, то для женского пола для монахинь и претендующих на постриг должны быть особые курсы: курсы трехгодичные, включающие целую программу. Сейчас у нас есть возможность самостоятельно объявить о курсах, создать их и вызвать Патриаршую комиссию. Через год такие комиссии будет уже сами приезжать в епархии и смотреть, на каком основании проходят постриги, определять эффективность результаты работы курсов». Владыка Каллиник просил также остаться присутствующих на собрании игумений и монашествующих, чтобы провести с ними более подробную беседу по этой теме. В завершение Владыка Каллиник передал Митрополиту Симферопольскому и Крымскому Лазарю книгу « Концепция разработок внутренний уставов по монастырям РПЦ»
Вторая часть выступления Владыки Калинка была посвящена необходимости формирования позитивной повестки в информационном пространстве. Было подчеркнуто, что монастырские сайты – это информационный ресурс Церкви, с помощью которых решаются просветительские задачи монастырей. Владыка Каллиник просил обратить особое внимание, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил, чтобы у каждого крупного монастыря был свой действующий сайт. Также Владыка Каллиник довел до сведения присутвующих, что сайт Свято-Климентовской обители, настоятелем которой он является, был отмечен как сайт, на котором оперативно и в полном объеме обновляется информация, отражающая всю внутреннюю жизнь монастыря: « Необходимо руководствоваться позицией святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который считает приоритетным направлением для монашествующих, чтобы они своими добрыми делами, которые происходят в монастырях ежедневно»
Продолжилось общее собрание духовенства докладами руководителей профильных отделов. До сведения присутствующих в зале было доведено, что все отчеты руководители епархиальных отделов составляют согласно сведениям, предоставленным благочинными церковных округов Симферопольской и Крымской епархии.
Завершилось собрание благословением Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря священнослужителей на грядущие труды.
По материалам http://crimea-eparhia.ru/index.php/59-events/17769-godovoe-sobranie-dukhovenstva-simferopolskoj-i-krymskoj-eparkhii