История Таврической духовной семинарии
Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (Борисов,1800-1857) в одной из своих бесед высказал пожелание о создании «Академии миссионеров» на полуострове. «…Я открыл бы здесь духовную Академию, для которой и место есть хорошее – Георгиевский монастырь; но какая академия? Академию миссионеров. Подобное учреждение есть в Риме и католичество раскинуло свои сети по всему лицу земли; а наша православная Россия ничего подобного не имеет, а между тем поле для проповеди Христа Распята – целая и при том обширнейшая часть света – Азия, да и своих заблудших овец много…»
Трудами знаменитого проповедника православия в Китае святителя Гурия, архиепископа Таврического (Карпова, 1814-1882) состоялось торжественное открытие духовной семинарии.
Благодаря покровительству правившего архиерея в первые годы жизни Таврической духовной семинарии был собран прекрасный преподавательский состав из выпускников Санкт-Петербургской и Киевской духовных академий. В семинарскую программу входило более 30 дисциплин ‒ наряду с богословскими предметами преподавались науки из курса классических гимназий. Особое внимание уделялось изучению иностранных языков. На четыре курса новооткрытой семинарии поступило 68 студентов из Симферопольского духовного училища, а также Одесской и Екатеринославской духовных семинарий.
Первым ректором Таврической духовной семинарии стал протоиерей Александр Дмитриевич Брянцев (1839-1914), который возглавлял духовную школу восемь лет. В 1875 году протоиерей Александр принял монашество с именем Арсений и впоследствии сподобился архиерейского сана. Архимандрит Арсений внёс значительный вклад в становление и развитие молодой духовной школы. Его трудами и содействием святителя Гурия в семинарии были открыты противосектантский и противораскольнический классы. Архимандриту Арсению духовная школа обязана своей первой библиотекой, спортивным залом, гимнастической площадкой, а также целиком укомплектованными аудиториями, в том числе кабинетом физики с дорогостоящим оборудованием, стоимость комплектации которого достигала 3000 рублей. Книги и приборы из столицы в семинарию ректор выписывал лично по составленному им каталогу.
Открыта воскресная школа, где обучалось 30 мальчиков всех сословий, сформировано два хора и оркестр. Перед семинарией посажен сад на 700 деревьев, который получил название семинарского. Такое наименование сквер унаследовал и после возрождения семинарии в XXI веке, оставаясь одним из главных украшений центра города.
Летом 1882 года Таврическую духовную семинарию возглавил протоиерей Андрей Иоаннович Стеклов (+1884). По воспоминаниям современников, протоиерей Андрей был немногословен, сдержан, но обладал добрым и любящим сердцем; в общении с преподавателями и воспитанниками проявлял требовательность и настойчивость. Вместе с тем ректор всегда хранил благосклонность нрава даже к провинившимся ученикам. В ночь на 25 апреля 1884 года после резкого ухудшения здоровья протоиерей Андрей Стеклов отошел к Богу.
Преемником протоиерея Андрея Стеклова стал протоиерей Иоанн Павлинович Знаменский (1854-1932), дотоле занимавший должность инспектора духовной школы с 1881 года Священника Иоанна Знаменского, по замечанию Преосвященного Гермогена (Добронравина), епископа Таврического, отличала «тщательность в исполнении своих обязанностей по наблюдению за поступками воспитанников не только в семинарском здании, но и за его стенами». Честная, благотворная, руководимая правдой деятельность вызывала в душе архиерея чувство искреннего уважения и глубокой благодарности. Летом 1884 года, после хиротонии во пресвитеры и возведения в сан протоиерея, новый ректор приступил к своим обязанностям. За время служения в Таврической духовной семинарии он был награждён орденом Святого Станислава III степени и другими церковно-богослужебными наградами.
Осенью 1894 года Таврическую духовную семинарию возглавил архимандрит Порфирий (Виноградов, 1864-1905). Выпускник Московской духовной академии, ранее занимавший должности преподавателя Владимирской духовной семинарии и инспектора Тульской духовной школы, архимандрит Порфирий вёл строгий образ монашеской жизни, был добр к людям, любил детей и искренне горел желанием трудиться на ниве духовного образования. На учащихся он старался действовать словами увещевания и убеждения, подавая добрый пример своей жизнью и, как правило, был чужд применения каких-либо карательных мер. Имея добрый и отзывчивый характер, архимандрит Порфирий много помогал бедным и обездоленным людям ‒ часто отдавал нищим всё, что имел. Однако, по отзыву синодального ревизора П. И. Нечаева, не имел твёрдости характера и был слаб здоровьем – болел туберкулезом костей. После архимандрита Порфирия на должность ректора Таврической духовной семинарии был избран кандидат из числа ее преподавателей ‒ протоиерей Василий Васильевич Знаменский (1857-1932).
В связи со значительным ростом числа студентов духовной школы к началу XX века возникла необходимость в сооружении большой, отдельно стоящей семинарской церкви. До этого храм семинарии располагался в учебно-административном здании. Новая церковь Таврической духовной школы была заложена в 1900 году по проекту архитектора А.И. Карапетова и торжественно освящена 11 сентября 1903 года в честь небесных покровителей Таврической духовной семинарии – Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
На период ректорства протоиерея Василия Знаменского пришелся кризис духовно-нравственного состояния Таврической духовной семинарии, что привело к ее закрытию в 1907 году Причиной значительного ухудшения дисциплины среди воспитанников духовной школы явились как внешние антицерковные веяния, так и существенные недостатки в работе инспекции. Грубое и дерзкое поведение студентов, охваченных революционными настроениями, вынудило Преосвященного Алексия (Молчанова), епископа Таврического и Симферопольского пойти на крайние меры и приостановить работу семинарии до времени выявления и отчисления всех студентов, не годных для дальнейшей учебы и перспективы священнослужения. Ротации подверглась и администрация духовной школы. В мае 1907 года протоиерей Василий Знаменский был переведён на епархиальную службу, а на его должность был назначен инспектор Уфимской духовной семинарии иеромонах Серафим (Лукьянов, 1879-1959). Предпринятые меры достигли своей цели, и жизнь Таврической семинарии перетекла в мирное русло.
После перевода архимандрита Серафима (Лукьянова) на должность ректора Саратовской духовной семинарии Таврическую духовную школу непродолжительное время в 1911 году возглавлял иеромонах Павел (Вильковский, 1870-1933). Следующие полтора года семинарией в Тавриде руководил архимандрит Вениамин (Федченков, 1880-1961) ‒ впоследствии выдающийся архиерей Русской Православной Церкви и духовный писатель. Новый ректор своей простотой и душевным отношением снискал любовь и доброе расположение со стороны преподавателей и воспитанников. Члены учительской корпорации отмечали в нем постоянную отзывчивость и готовность идти навстречу всем предложениям и начинаниям, направленным на благо семинарии. При этом они осознавали и то, что под руководством архимандрита Вениамина Таврическая духовная семинария находится в твердых руках. Особую заботу будущий архипастырь проявлял о благоустройстве семинарского здания и храма: в классах и коридорах пол был покрыт линолеумом, проведено электрическое освещение, написаны масляные картины для аудиторий, семинарская церковь обогатилась ризницей. За короткий период правления семинарией архимандрит Вениамин установил традицию соборного служения торжественных вечерень с чтением акафиста и произнесением проповедей, из которых одну говорил ректор, а вторую – кто-либо из старшеклассников.
Летом 1913 года на посту ректора Таврической духовной семинарии архимандрита Вениамина (Федченкова) сменил выпускник Киевской духовной академии, кандидат богословия, игумен Иринарх (Синеоков-Андреевский, 1871-1933). В период правления нового ректора началась Первая мировая война, которая значительно повлияла на жизнедеятельность семинарии: ее здание было занято под постой воинских частей. Преподаватели и воспитанники не остались безучастными к судьбе Отечества ‒ по собственной инициативе учащиеся проводили сборы продуктов питания для отправки на фронт; отказывались от третьего блюда по праздникам, чтобы его стоимость поступала в епархиальный комитет. Воспитанники старших курсов проводили религиозно-нравственные чтения в казармах 32-го запасного батальона, а семинарский хор участвовал в патриотическом концерте в пользу раненых воинов. Известны факты, когда студенты семинарии просили правление позволить им на летних каникулах посещать курсы сестер милосердия для помощи в военных лазаретах. Часть преподавателей духовной школы была призвана на службу и отбыла на фронт, в том числе инспектор протоиерей Андрей Мурин - в качестве священника штаба 8-й армии.
После Февральской революции, в марте 1917 года, в семинарию пришла телеграмма от обер-прокурора, в которой правлению духовной школы предоставлялось право самому избирать кандидатов на административные и преподавательские должности. С назначением архимандрита Иринарха викарием Тобольской епархии ректором духовной школы на выборах был избран архимандрит Вениамин (Федченков). Благодаря его трудам осенью 1917 года воспитанники семинарии оказались единственными из учащихся со всего города, кто отказался поддерживать революционные забастовки и мероприятия.
20 апреля 1920 года кормило правления Таврической духовной семинарией из рук епископа Вениамин воспринял другой выдающий священнослужитель Русской Православной Церкви архимандрит Серафим (Соболев, 1881-1950), который осенью того же года в кафедральном Александро-Невском соборе г. Симферополя был хиротонисан во епископы. Преосвященный Серафим оказался последним ректором Таврической духовной семинарии перед ее закрытием 30 ноября 1920 года. Сам архиерей, в связи с вступлением большевиков в Крым 14 ноября 1920 года, покинул родную землю с остатками эвакуирующейся Белой армии. На сегодняшний день не известно, были ли начаты занятия осенью 1920 года. Одним из последних документов, относящимся к истории Таврической духовной семинарии до ее закрытия, является рапорт епископа Серафима (Соболева) на имя архиепископу Димитрия (Абашидзе) от 21 октября 1920 года по поводу незаконных квартирных притязаний со стороны капитана Толмачёва к преподавателю Х. А. Монастырлы. Другой документ – рапорт преподавателя семинарии А. Д. Семенова и помощника инспектора И. Н. Богдановича на имя епископа Серафима, в котором говорится о бесцеремонном переносе санитарами 11-го полкового подвижного госпиталя архива Таврического епархиального училищного совета из образцовой школы при семинарии и просят его принять меры по сохранению архива.
История воссоздания духовной школы в Симферополе получила начало в 1992 году, когда по благословению архиепископа Симферопольского и Крымского Лазаря (Швеца) при епархии были организованы катехизаторские курсы. После передачи Церкви здания Таврической семинарии они были преобразованы в двухгодичные богословские курсы, которые читались в актовом зале семинарии. Эти занятия стали очагом духовного возрождения в Крыму: их посещали преподаватели высших учебных заведений и интеллигенция Тавриды.
При епархии был образован специальный Православный культурный центр, председателем которого стала кандидат философских наук Ничик Неонилла Никитична. Задача Центра состояла в развитии и популяризации духовных ценностей. Это была дорога к храму для многих крымчан. Благое начинание вскоре произвело плоды: помимо популяризации духовного просвещения среди населения Крыма, Центр стал базой пастырских курсов для будущих священнослужителей. Первыми, кто ревностно потрудился на этой просветительской ниве, были протоиерей Георгий Северин, протоиерей Николай Доненко (впоследствии Преосвященный Нестор, епископ Ялтинский) и протодиакон Василий Марущак. В 1997 году пастырские курсы были преобразованы в Симферопольское духовное училище.
22 ноября 2006 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Симферопольское духовное училище было преобразовано в семинарию. Первым ректором возрожденной духовной школы стал правящий архиерей – митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. В 2020 году его трудами, а также стараниями администрации и профессорско-преподавательской корпорации Таврическая духовная семинария прошла процедуру государственного лицензирования Российской Федерации как духовная образовательная организация высшего образования.
29 декабря 2022 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви исполняющим обязанности ректора Таврической духовной семинарии был назначен протоиерей Димитрий Гоцкалюк, который трудился в духовной школе на должности первого проректора с 2006 года.
10-11 февраля 2023 года знаковым юбилейным мероприятием стала Международная научно-практическая конференция «III Таврические Гурьевские чтения», приуроченная к 150-летию духовной школы. По материалам конференций, проводимых на базе Таврической духовной семинарии, духовная школа регулярно издает собственное печатное издание «Труды Таврической духовной семинарии», входящее в перечень РИНЦ. Первый тираж Трудов увидел свет в 2011 году, а с 2020 года они печатаются два раза в год. 27 декабря 2023 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви исполняющим обязанности ректора Таврической духовной семинарии был назначен митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов). С первых дней своего пребывания в должности главы Крымской митрополии владыка уделяет значительное внимание развитию духовной школы как приоритетного направления в обустройстве церковной жизни Тавриды. С началом 2024 года положено основание процессу получения семинарией государственной аккредитации: администрация и профессорско-преподавательская корпорация усиливается квалифицированными кадрами, совершенствуется уровень образования и порядок в духовной школе.
30 января 2024 года Таврическая духовная семинария заключила соглашение о сотрудничестве с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики».
25 июля 2024 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви исполняющим обязанности ректора Таврической духовной семинарии назначен иеромонах Андрей (Коротков). В настоящее время в Таврической духовной семинарии действуют две кафедры: богословских и церковно-практических дисциплин, а также гуманитарных и церковно-исторических дисциплин. Одним из главных приоритетов развития образования и науки в духовной школе по благословению митрополита Тихона является внедрение пастырско-ориентированных предметов. В Таврической духовной семинарии активно развивается научная деятельность: регулярно проводятся ежегодная конференция «Таврические Гурьевские чтения», а также иные научно-практические мероприятия. Духовная школа плодотворно сотрудничает с высшими учебными заведениями и исследовательскими институтами Крыма, в том числе с Крымским федеральным университетом им. В.И. Вернадского, Крымским инженерно-педагогическим университетом им. Февзи Якубова, Государственным музеем-заповедником «Херсонес Таврический» и другими.