АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР КФУ ИМЕНИ В. ВЕРНАДСКОГО, ЗАВ. КАФЕДРЫ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ И ПРАКТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ТАВРИЧЕСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЯ ИШИНА.

ПОПЫТКИ УЗАКОНИТЬ ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ — УЩЕРБНЫ. Практически каждый день из Украины приходят тревожные новости, связанные с захватом раскольниками православных храмов и преследованием священников. Верующих, исповедующих каноническое православие, пытаются всеми правдами и неправдами загнать в так называемую «новую объединённую церковь».

Практически каждый день из Украины приходят тревожные новости, связанные с захватом раскольниками православных храмов и преследованием священников. Верующих, исповедующих каноническое православие, пытаются всеми правдами и неправдами загнать в так называемую «новую объединённую церковь». По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря сложившуюся на Украине ситуацию комментирует для «Крымских известий» доктор исторических наук, профессор КФУ имени В. Вернадского Андрей ИШИН.

— То, что происходит сейчас с православием на Украине, не ново. Константинопольский патриархат и прежде вмешивался в дела поместных церквей. Чем опасны нынешние события и кто в них заинтересован? Как вы оцениваете роль, которую в них играет президент Украины?

А. Ишин — Несомненно, развитие церковной ситуации на Украине является едва ли не самой актуальной темой последних месяцев. Это связано с масштабностью вызовов, вполне сознательно спровоцированных Константинопольской (в последнее время всё чаще именуемой в СМИ Стамбульской) патриархией при прямой поддержке со стороны Государственного департамента США.

Эти вызовы касаются грубейшего попрания прав верующих канонической Православной церкви на Украине, попыток расширить ареал гражданского противостояния, переведя его в конфессиональную плоскость, разобщить православных людей…

Президент Украины Порошенко откровенно использует церковный вопрос во внутриполитической борьбе, пытаясь повысить свой отнюдь не президентский рейтинг. При этом грубейшим образом попирается конституционный принцип невмешательства государства в конфессиональное пространство.

И каноническая, и нравственная ущербность попыток узаконить церковный раскол и раскольников, образовавших так называемую новую «поместную церковь», ярко засвидетельствована и самой церемонией выдачи стамбульского «томоса», на которой присутствовали военные преступники и криминальные авторитеты, и «интронизацией» новоизбранного главы новой церковной структуры Епифания (Думенко), которая за короткий период неоднократно поменяла самоназвание (УПАПЦ/ПУЦ/ПЦУ/СЦУ/Киевская митрополия и т.п.).

— Ослабляют ли нынешние события Русский мир и Русскую православную церковь или, наоборот, укрепляют её позицию и авторитет?

— «Интронизация» Епифания состоялась 3 февраля 2019 г. в многострадальном киевском Софийском соборе и была проигнорирована главами всех 15 канонических поместных православных церквей. Разительным контрастом этому стали торжества в храме Христа Спасителя в Москве по случаю 10-летия восшествия на патриаршую кафедру святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, на которые приехали представительские делегации от всех поместных церквей. И это очень красноречивый факт.

Русская православная церковь всегда стояла на страже духовного и нравственного единства славянского мира. Призывая паству к милосердию, жертвенности, патриотизму, она являет реальную альтернативу «глобальному проекту», основанному на «идеалах» бездушного потребления и эгоцентризма. Вполне закономерно поэтому, что архитекторы «нового мирового порядка», выражающегося в построении модели «однополярного» мира во главе с США, сразу же после краха советской системы взялись за православие, объявив его своим главным противником.

— И то, что главный удар по православию нанесён на Украине, конечно, не случайность?

— Вследствие государственного переворота на Украине религиозное противостояние там вышло на новую стадию. В событиях конца 2013—начала 2014 годов религиозные (псевдорелигиозные) структуры сыграли исключительную роль. Вполне очевидна весомая духовно-идеологическая поддержка доктрины украинского неонацизма со стороны псевдоправославной церковной группировки «Киевский патриархат», образованной в период президентства Леонида Кравчука (в начале 1990-х годов) при непосредственной государственной поддержке. При этом вполне закономерно, что, участвуя в организации «майдана», духовно окормляя неонацистские группировки, «Киевский патриархат» выступил в связке со своими традиционными союзниками — Украинской автокефальной православной церковью и Украинской греко-католической церковью.

Именно эти структуры (каждая из них возникла в результате прошлых церковных расколов) и выступили главными фундаторами образования «новой поместной церкви», напрямую подчиняющейся Стамбульской патриархии.

Не вызывает сомнений, что конфессиональная составляющая вооружённого захвата государственной власти с последующей эскалацией вооружённого противостояния на юго-востоке Украины — результат внедрения продуманных и долгосрочных стратегом геополитики Запада.

— Какие цели они преследуют? Как мы можем и должны им противостоять?

— Главные их цели — фрагментация пространства Русского мира, недопущение политического, хозяйственного и культурного взаимодействия братских восточнославянских народов, вышедших из единой исторической колыбели — древнерусской народности, этноконфессиональная «зачистка» украинского пространства с последующим превращением Украины в колониально-буферную зону между Западом и Россией, откровенно враждебную Русскому миру и контролируемую евроатлантическими структурами.

Реализация этой задачи предполагает, в первую очередь, комплексное разрушение ведущей традиционной конфессии Украины — Украинской православной церкви Московского патриархата, растворение её в конгломерате нетрадиционных для Украины религиозных общин.

С особой тревогой мы наблюдаем активизацию «церковного рейдерства», захвата культовых объектов канонической Православной церкви, крайне высокую активность неонацистских группировок, действующих в единой связке с государственными структурами и спецслужбами Украины. Причём эти тенденции характерны не только для запада или центра соседней страны, но и для восточных регионов.

Один из последних печальных примеров — поджог Свято-Ильинского храма в селе Зелёный Яр Доманёвского района Николаевской области. Буквально чудом пожар не охватил весь храм, несмотря на попадание внутрь бутылки с зажигательной смесью…

Представляется, что сегодня на Украине и в международном сообществе должны объединиться люди здоровой воли, представители всех традиционных конфессий в защите законных прав и свобод верующих. Надеемся, своё слово рано или поздно скажет и европейское правосудие. Ведь новый большой пожар в центре Европы осложнит и без того крайне сложную социокультурную ситуацию на континенте.

Интервью взяла Людмила РАДЕВА.

http://new.crimiz.ru/rubriki/85-politika/9782-popytki-uzakonit-tserkovnyj-raskol-ushcherbny

НАУЧНО-БОГОСЛОВСКОЕ ИЗДАНИЕ
ОНЛАЙН-ЭКСКУРСИЯ
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА