Images-loading

Божия Матерь в жизни христианина

Автор: Ишин Андрей Вячеславович

С особенным чувством и теплотой мы, христиане, обращаемся к образу Той, Которая послужила пришествию в мир Предвечного Бога-Слова, Которую отцы Церкви по праву именуют «Виновницей примирения Бога с человеки».

Сколько избранных сосудов Божиих, добродетельных подвижников воспели Богоматерь в творениях своих! Скольким являлась Она, скольких укрепила в брани духовной, скольких спасла от тяжкого бремени греха, от злотворных козней лукавого, от самой погибели!

Вся Ее кроткая ангельская жизнь являет неиссякаемый пример неустанного восхождения к Богу, тихого и смиренного служения Его всеблагой воле.

О Богоматери свидетельствуют библейские книги и Ветхого, и Нового Заветов. Все евангелисты пишут о Ней. Само Евангелие, что означает «Благая весть» своим истоком имеет благовестие архангельское Деве Марии о рождении Спасителя.

«Поистине, прекрасное сочетание смирения с послушанием воле Божией, и — можно сказать — единственный пример такой степени совершенства видим мы на Св. Деве!», — глаголет дивный Божий святитель, архиепископ Таврический и Симферопольский Гурий (Карпов).

Священное Писание и Предание Церкви передает нам весьма немногие слова, изреченные Царицей Небесной, но в каждом из них явлен великий духовный смысл, подлинное откровение Божие человекам, актуальное на все времена.

«Величит душа Моя Господа» (Лк. 1, 46)… В этих кротких словах Богоизбранной Девы Марии, произнесенных в ответ на велегласное восклицание праведной Елисаветы, заключена вся Ее духовная жизнь, Ее непрестанное и утешительное молитвенное предстояние престолу Милосердного Создателя.

Из Евангелия мы помним, что Матерь Божия сохраняла в сердце Своем все, что имело отношение к судьбе Господа нашего Иисуса Христа и всегда была связана с Ним неразрывными духовными узами, сопутствовала Сыну Своему в Его служении.

Без Ее зримого присутствия, участия и посредничества невозможно представить себе поклонение Воплотившемуся Христу евангельских пастухов и волхвов, в котором как бы все спасаемое человечество приносит Ему свое славословие и жертвенные дары — смирение, веру, любовь.

Первое Свое чудо Спаситель совершает именно по просьбе Богоматери, о чем читаем мы в Евангелии от Иоанна — по слову святителя и исповедника Луки, большем из всех Евангелий. В этом чуде превращения воды в вино в Кане Галилейской Господь явил Вселенной на все времена силу молитвы Приснодевы Марии — Великой Ходатаицы за весь род человеческий и Путеводительницы ко Христу.

«Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2, 5). Конечно же, эти простые слова обращены не только к служителям на брачном пиру. Они указывают самый путь спасения всему человечеству — узкую евангельскую стезю исполнения Слова Божия.

Вдумаемся в евангельский текст, повествующий о первом чуде Господа Иисуса. Каковы смирение и простота Божией Матери, какова, вместе с тем, Ее таинственная духовная связь со Спасителем! Она только и говорит с кротостью: «Вина нет у них» (Ин. 2, 3), — и этих слов Девы Марии вполне достаточно, чтобы Христос исполнил просимое. Свыше того, Господь замечает, что не пришел еще час Его, и от того только возрастает масштаб и значение сотворенного по просьбе Богоматери чуда.

Во сколько вера Приснодевы совершеннее веры избранных Господом учеников! Сколько еще дивных чудес совершит Господь, сколько дивных поучений изглаголет, сколько претерпит от жестокосердия людского, прежде чем утвердится вера их! А вера Богородительницы совсем не такова, эта вера уже при самом начале совершенна.

Заметим также, что и само это чудесно превращенное вино прообразует вечную духовную радость Царствия Небесного, полагая прочное основание христианской надежде, побеждающей уныние и отчаяние — извечные препятствия на пути спасения. Из Церковного Предания мы знаем, что вся земная жизнь Царицы Небесной являет нам неиссякаемый пример великого терпения скорбей и победы над унынием, пример жертвенной помощи бедным и заблудшим.

Другое удивительное евангельское повествование — стояние Ее при Кресте Спасителевом — высочайшее откровение о неизмеримо глубоких духовных основаниях, непрестанно единящих Господа Иисуса с Его Живоносной Матерью. Вот что об этом говорит Святое Евангелие.

«При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин 19, 25-27).

Этот проникновенный текст зримо свидетельствует, что для Спасителя в Его жизни и служении не было более дорогого, более близкого Человека. Сердце Божией Матери смогло вместить вселенскую скорбь о Крестных Страданиях и Смерти Спасителя. Поистине неизмерим этот подвиг и превышает меру сердец человеческих!

Преподобный Силуан Афонский об этом неизмеримо высоком жизненном подвиге Богоматери сказал: «<…> чем больше любовь, тем больше печаль. Божия Матерь никогда не согрешила ни единым помыслом и никогда не теряла благодати, но и у Нее были великие скорби; а когда Она стояла при Кресте, тогда безмерна, как океан, была Ее скорбь, и муки души Ее были несравненно большими, чем Адамово мучение по изгнании из рая, потому что и любовь Ее была несравнимо большая, чем любовь Адама в раю. И если Она осталась жива, то только потому, что сила Господня укрепила Ее, ибо Господь хотел, чтобы Она увидела Его Воскресение и чтобы по Вознесении Его оставалась на земле в утешение и радость Апостолам и новому народу христианскому.

Мы не достигаем полноты любви Божией Матери, и потому не можем в полноте понять и Ее скорбь. Любовь Ее была совершенною. Она безмерно любила Бога и Сына Своего, но Она любила и народ великою любовью. И что переживала Она, когда эти люди, которых Она так много любила и которым до конца хотела спасения, распинали Ее возлюбленного Сына?

Мы постигнуть этого не можем, потому что в нас мало любви к Богу и к людям.

Как любовь Божией Матери безмерна и непостижима, так и скорбь Ее безмерна и непостижима для нас».

В этих словах преподобного открывается для нас и тайна усыновления Пресвятой Богородицей всего рода христианского. Сколько чудных примеров Ее неизреченной помощи, предстательства и заступничества знает Церковь! Ближе всех предстоя Престолу Божию, Она ходатайствует о нас, приносит Сыну Своему молитвы за тех, кто призывает Ее честное имя с верой и любовью.

Другой великий угодник Божий, преподобный Нил Сорский, восклицает к ней — «всемилостивая Госпоже», «милосердная Мати»! И эти слова святого удивительно точно отражают православный взгляд на почитание Богоматери. По слову дивного святителя Филарета (Дроздова), «будучи Матерью Господа, Она превосходит благодатью и приближением к Богу, а следовательно и достоинством, всякое сотворенное существо, и потому Православная Церковь чтит Ее превыше Херувимов и Серафимов».

Тихо и смиренно прожила Приснодева Мария Свою ангельскую земную жизнь. И по славном Успении Она не оставляет мира, возжигая в душах христиан тихий невечерний свет Вифлеемской звезды. Поистине, молитва Ее все побеждает, все покрывает.

Явившись апостолам в неизреченной славе по Успении Своем, Царица Небесная сказала им: «Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни», — вновь даруя утешение и надежду всему народу христианскому.

Живое благодатное присутствие Пресвятой Богородицы неизменно ощущается в нашей Святой Православной Церкви на протяжении всей истории Христианства. Великое множество чудотворных икон Ее явлено в помощь нам и утверждение веры Христовой: «Казанская», «Путеводительница», «Всех скорбящих Радость», «Милостивая», «Благоуханный цвет», «Споручница грешных», «Живоносный Источник», «Скоропослушница»… Сколько этих дивных икон сохраняется во Святой Руси, которую по праву именуют земным уделом Царицы Небесной!

Несомненно поэтому, что горячее, деятельное и чистосердечное почитание Матери Господа нашего Иисуса Христа является одним из краеугольных камней в домостроительстве нашего спасения.

 

Казанская икона Божией Матери, несомненно, одна из величайших святынь православного мира, и чудесное обретение ее поистине стало знамением неизреченного человеколюбия Божия, по масштабу сопоставимым с Крещением Руси. Явление чудотворного образа Пресвятой Богородицы во граде Казани, случившееся в далеком 1579 году, празднуется 21 июля. Это совершенно особый день в жизни Святой Православной Церкви, в истории нашего Богохранимого Отечества, в самосознании народном.

Казанское царство, незадолго до этого включенное в пределы Святорусских земель, остро нуждалось в утверждении Христианской веры. Благие зерна евангельского учения, посеянные в этой земле, давали свои всходы, но поначалу далеко не все жители принимали их, а после страшного пожара, истребившего часть города и самого кремля, по слову летописца, «вера Христова стала притчею и поруганием».

И вот в это сложное время простой девятилетней девочке Матроне — дочери стрельца, явилась сама Царица Небесная и повелела возвестить духовным и светским предстоятелям Казани, чтобы они обрели икону Ее из недр земли, на пепелище сгоревшего дома отца Матроны.

Поначалу слова девочки встречали неверие, пока, наконец, ее мать собственноручно не взяла заступ и не начала копать в указанном дочерью месте. Ей стали помогать и другие люди, но только самой Матроне удалось обнаружить чудотворный образ в том месте, где ранее была печь.

Завернутая в рукав ветхой одежды из сукна вишневого цвета, икона была светла, будто только что написана рукой прекрасного живописца!

Духовно прозрев, духовенство и власти города с великим торжеством почтили образ Богоматери и понесли его в Благовещенский собор. При этом по пути получил исцеление слепец Иосиф, а уже в соборе исцелился и другой слепец — Никита.

С тех пор от Казанской иконы Царицы Небесной обильно изливаются чудеса заступничества и исцелений. Ее обретение по сути увенчало многовековое становление Отечества нашего как духовного «Третьего Рима», несущего крест особой нравственной ответственности за сохранение в мире подлинно христианских ценностей.

Нашествия иноплеменников, бедствия и смуты, тяжкие испытания преодолевала Русь, припадая к этому дивному образу…

4 ноября совершается еще одно празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от интервентов в 1612 году. Глубоко символично, что на государственном уровне в этот день празднуется День Народного Единства.

Уповаем, что с возрождением общенародного почитания Казанского образа Царицы Небесной открываются для нас врата великого духовного возрождения!

Великим событиям обретения и прославления этой чудной иконы посвящается:

Пред иконой Твоею Казанскою…

Пред иконой Твоею Казанскою

Я затеплю молитвы огонь…

Дивным знаменьем Русского Царства

Осияла Ты весь небосклон!

 

Благодатью Твоею, Владычице,

Исполняются бездны миров,

И погибшие души спасаются,

По честной припадая Покров.

 

Сколько скорбей, страданий безвинных

Через сердце Твое пролегло…

Непрестанно Молящая Сына,

Приведи нас в чертоги Его!